Немного волнительно становится в последнее время за авиадиспетчеров. Недавно один из них заснул на рабочем месте и за один короткий сон нарушил 17 требований руководящих документов. А теперь стало известно, что в Омске решили уволить целую команду диспетчеров. Вот как это было.
В этой истории оказались замешаны аэродром госавиации Омск-Северный и гражданский аэропорт Омск-Центральный. Находятся они недалеко друг от друга. На первый возвращался один из Ил-76, на втором шел на посадку Ан-72 из Караганды. Учитывая близость объектов, очередность выполнения захода на посадку согласовывали в Организации воздушного движения. Приоритет получил Ан-72.
Диспетчеры начали векторение, то есть взяли всю ответственность за движение самолетов на себя, чтобы создать необходимый интервал для нормальной посадки обоих воздушных судов. В этот момент Ан-72 и Ил-76 были на встречных практически параллельных курсах с боковым интервалом 20 км, а расстояние между ними составляло 23 км. Затем диспетчер, который руководил Ан-72, дал команду экипажу развернуться вправо и разрешил заход на посадку. Расстояние между бортами сократилось сначала до 17,5 км.
Буквально через несколько секунд диспетчер, руководивший Ил-76, направил самолет на встречный курс Ан-72. Тогда диспетчер Ан-72 дал пилотам команду развернуться влево, но те придерживались ранее данной команды и продолжали разворачивать борт вправо, а вскоре сообщили, что видят перед собой встречный Ил-76.
Вскоре расстояние между самолетами уменьшилось до 7,6 км, а через несколько секунд и до 5 км, что меньше минимально допустимого интервала. Когда Ан-72 находился на высоте 570 м, а Ил-76 — на высоте 670 м, сработала наземная система предупреждения об опасных сближениях. Диспетчер Ан-72 скомандовал экипажу набирать высоту 900 м, в то же время Ил-76 выполнял левый разворот над Ан-72. В итоге самолетам все-таки удалось разойтись, но интервал между ними на тот момент был уже почти критическим: горизонтальный составлял 1,04 км, а вертикальный — всего 50 м.
Расследование ситуации показало, что диспетчер Ан-72 допустил сразу несколько нарушений. Он не довел до экипажа причину векторения, да и сама эта процедура осуществлялась с нарушением безопасной высоты, указания диспетчер давал недостаточно энергично, не анализировал текущую воздушную обстановку и не учитывал скорости самолетов. Подкачала и оперативность взаимодействия со вторым диспетчером.
В результате инцидента под увольнение попадают как минимум четыре сотрудника: сам диспетчер, руководитель полетов, начальник регионального центра Организации воздушного движения и начальник аэродромного центра.
Но в целом если бы о таком инциденте сняли кино, картина заняла бы достойное место среди фильмов об авиапроисшествиях со счастливым финалом, основанных на реальных событиях.