В рубрике «Экспозиция» «Вокруг света» показывает, как дух той или иной эпохи отражается в нескольких предметах. Сегодня речь пойдет о пяти вещах 1920-х годов.
Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью. «Ревущими двадцатыми» прозвали третье десятилетие XX века в США; во Франции и Канаде это время было известно как «Безумные годы», в Германии его вторая половина — как «Золотые двадцатые».
Технический прогресс проникал в каждый дом; например, началось регулярное коммерческое радиовещание. Романист Фрэнсис Скотт Фицджеральд дал двадцатым еще одно прозвище: «Век джаза». Этот музыкальный стиль вошел в моду.
Женщины, в годы войны заменившие мужчин в ряде профессий и получившие избирательные права, стали вести более независимый образ жизни. Через Атлантику шел обмен новыми веяниями: джаз из США попал в Европу, а в обратном направлении — стиль ар-деко.
Платье Клары Боу
Самых эмансипированных девушек, которые задавали тон новому образу жизни, называли флэпперами. Они ярко красились, носили стрижки, водили авто, отплясывали в клубах до упаду и легко заводили романы. Мода соответствовала: короткие как никогда платья не стесняли движений в энергичном танце, а отделка бисером, бахромой и пайетками эффектно сверкала и колыхалась в такт.
Клара Боу воплотила самые яркие образы таких девушек в кино. Особенно известна ее роль в фильме 1927 года «Это» (It), название которого означает особую притягательность для противоположного пола, свойственную некоторым людям. Актрису так и прозвали, It Girl, Девушка-«Это». Платье Клары Боу на фото выше — от Тревиса Бентона, знаменитого дизайнера Золотого века Голливуда. Он, в частности, работал над гардеробом кинозвезды в фильме «Это».
Флакон духов Chanel No. 5 первого года выпуска
Француженка Коко Шанель вдохновляла женщин по обе стороны Атлантики не только дизайном одежды, отражавшим дух времени, но и имиджем независимой, уверенной в себе представительницы новой эпохи.
Знаменитый аромат для Шанель создал в 1921 году парфюмер Эрнест Бо. Он в те годы экспериментировал с альдегидами, что было смелым новшеством в парфюмерии, и на их основе скомбинировал стойкий и сложный запах, в котором не доминировала какая-то одна цветочная или другая известная нота.
«Духи, не похожие ни на что другое», как сказала о них сама Шанель, воспринимались как аромат для женщин нового поколения. Ультрасовременным был и дизайн флакона: простые геометрические формы, минимум декора — в отличие от принятых тогда разукрашенных емкостей. Chanel No. 5 вскоре стали модными в Европе, а затем и в США, «покорение» которых началось с Нью-Йорка.
Тромбон с эмблемой Пола Уайтмена
У джазовой музыки афроамериканские корни, однако музыкант, дирижер и продюсер Пол Уайтмен — один из самых известных белых исполнителей. Его прозвали «королем джаза», хотя поклонники других талантливых музыкантов того периода с этим спорят. Уайтмен упрощал джаз, чтобы эту музыку поняли и полюбили как можно больше людей.
В результате в 1920-е годы его оркестр завоевал всеобщую популярность, а композиции, которые играл коллектив, стали хитами. Тромбоны с фирменным знаком Пола Уайтмена — его карикатурным портретом, прозванным «картофельной головой», — выпускала компания Holton. Фирма рекламировала свои инструменты как созданные в сотрудничестве со знаменитыми музыкантами, в случае тромбона это были Уайтмен и его секция духовых.
Кинопроектор с системой Vitaphone
Еще до появления звуковых фильмов американцы стали завсегдатаями кинотеатров. Многие культовые актеры 1920-х прославились в немых лентах. В 1927 году в США на экраны вышел «Певец джаза», который считается первым звуковым художественным фильмом.
В «Доне Жуане», выпущенном годом ранее, реплики еще не звучали — только музыка и шумовые эффекты. Эти первые фильмы были сняты и озвучены с помощью системы Vitaphone. В кинотеатре изображение с проектора посредством привода синхронизировалось со звуковым сопровождением с грампластинки, вращавшейся на проигрывателе. Так началась эпоха звукового кино.
Пистолет Аля Капоне
«Ревущие двадцатые» в США — это еще и «золотой век» гангстеров. 18-я поправка к Конституции США, запрещающая продавать, производить и перевозить спиртное, вступила в действие в январе 1920 года. В результате бандитские кланы разбогатели на контрабанде и подпольном производстве алкоголя.
Самым знаменитым гангстерским боссом тех лет был Аль Капоне. Этот самозарядный пистолет «Кольт» модели 1911, 45-го калибра, любимое оружие Капоне, в 2024 году приобрел Музей мафии в Лас-Вегасе. Легендарный гангстер называл пистолет «Любимая» и говорил, что тот не раз спасал ему жизнь.
Фото: ELLEN NOEL ART MUSEUM; DAVID SUNDBERG / WESTERN ELECTRIC / MUSEUM OF THE MOVING IMAGE; HERITAGE AUCTIONS; THE MOB MUSEUM