Профессор В. В. Напольских (р. 1963) — современный историк, этнограф, один из крупнейших специалистов по финно-угроведению — пишет: «Следует предположить былое существование удмуртской эпической традиции (предания о богатырях) с характерным, оригинальным набором мотивов, некоторые из которых не обнаруживают явных параллелей в фольклоре других народов Евразии»*.
* Напольских В. В. Батыр пезьдэт (Богатырский отпор, удм.): кто есть ху?
URL: http://udmurt.info/pdf/library/napolskikh/batyrjos.pdf.
Однако удмуртские эпические сказания сохранились, к сожалению, в очень небольшом количестве и лишь фрагментарно.
Классик удмуртской литературы писатель Кедра Митрей (Д. И. Корепанов) записал «Предание о богатыре Эш-Тереке», относящееся ко временам татаро-монгольского ига.
Ряд богатырских преданий рассказывает о пограничных столкновениях удмуртов с марийцами — соседями южных удмуртов.
В южно-удмуртских сказаниях марийцы называются «народом пор»:
Жил в давние времена славный богатырь Ядыгар. Были у него богатырский меч и два коня — пегий и рыжий. Пегий конь был быстрым, как вихрь, а рыжий — умным и осторожным. Меч Ядыгара был наделен волшебной силой: если богатырь, подняв меч, на двух конях объезжал вражеское войско по кругу, враги не могли из этого круга выйти.
Но однажды отправился Ядыгар в поход против народа пор, а меч свой забыл дома. По пути спохватился, послал гонца к своей жене, велев сказать ей: «Пришли мне горячего хлеба». Жена Ядыгара была умная и знала, что хлебом богатырь называет свой меч. Она отдала гонцу мужнин меч, и Ядыгар победил всех врагов.
Прошло время. Жена Ядыгара умерла. Погоревал-погоревал богатырь и женился во второй раз.
Вскоре снова напал на удмуртов народ пор. Послали удмурты за Ядыгаром. Вскочил он на пегого коня, устремился на помощь. Испугались враги богатырского роста и силы Ядыгара, стали отступать. Тут заметил Ядыгар, что опять забыл свой меч дома. Послал гонца к жене, велев сказать ей: «Пришли мне горячего хлеба!»
Подумала вторая жена: «Верно, муж мой проголодался!» Завернула в полотенце только что испеченный каравай и отдала гонцу.
Привез гонец каравай Ядыгару. Сказал богатырь в сердцах: «Вторая жена — не жена!» — и стал разить врагов голыми руками. Но богатырь без оружия — полбогатыря. Пришлось удмуртам отступить, а затем и вовсе обратиться в бегство.
Коварные враги послали своих лазутчиков, и те подрубили опоры моста, по которому должен был проезжать Ядыгар. Вот подъехал он к мосту. Рыжий конь, почуяв неладное, стал храпеть и упираться, но пегий конь заржал и ринулся вперед. Подломились опоры моста, упал Ядыгар в воду.
Воскликнул богатырь в сердцах: «Пегий конь — не конь!»
Стали враги подбираться к богатырю. Ядыгар, стоя по пояс в воде, начал метать в них бревна от разрушенного моста. Но закончились бревна. Ухватился Ядыгар за опору моста, да тут враги навалились на него все вместе и убили. Так погиб богатырь. С тех пор пошла поговорка: «Пегий конь — не конь, вторая жена — не жена».
В. В. Напольских сделал интересное предположение относительно иносказательного названия меча хлебом: «Это иносказание по всей очевидности описывает клинок, подвергшийся цементации (насыщение поверхностного слоя стали углеродом путем длительного прокаливания изделия в угле): этот процесс в принципе мог проводиться и в печи для выпечки хлеба и выглядел бы в таком случае буквально как «запекание клинка»*.
* Напольских В. Батыр пезьдэт (Богатырский отпор, удм.): кто есть ху?
URL: http://udmurt.info/pdf/library/napolskikh/batyrjos.pdf.
С «Преданием о Ядыгаре» отчасти совпадает «Предание о Мардан-батыре». Однако Мардан-батыр в большей степени наделен мифологическими чертами: он не только воин-богатырь, но и колдун, способный превращаться в зверей и птиц.
Мардан-батыр жил в своей крепости на высокой горе. Был он человеком властолюбивым, храбрым и коварным и долгое время враждовал со своим соседом, батыром по имени Бия. Никак не могли они решить, кому из них должны принадлежать покосные луга вдоль реки.
Люди Мардана то и дело нападали на земли Бии, угоняли скот, увозили сено. Бия со своими людьми дважды ходил на Мардана, чтобы его убить, но в первый раз Мардан обернулся медведем и обратил всех в бегство, а во второй — превратился в птицу и улетел.
Однажды Мардан-батыр и батыр Бия встретились на берегу реки один на один. Мардан-батыр сказал: «Зачем нам воевать? Давай лучше состязаться в ловкости. Вот на берегу две кочки. Будем их пинать. Чья кочка дальше улетит, тому и принадлежат спорные покосы».
Бия согласился. Но он не знал, что коварный Мардан заранее подрезал свою кочку. Пнул Мардан кочку ногой, перелетела она через реку, упала на другом берегу. Пнул кочку Бия — шлепнулась она в воду посреди реки.
Остались спорные луга за Марданом.
Случалось Мардану воевать и с народом пор. Воины этого народа отличались силой и воинственностью, но не могли одолеть Мардана, потому что были у него чудесный вороной конь и волшебный палаш (Имеется в виду рубяще-колющее клинковое холодное оружие с широким к концу, прямым и длинным клинком.), делавшие его непобедимым. Но однажды Мардан отправился не на войну, а по делам и велел запрячь не вороного коня, а пегого. И к тому же жена забыла положить ему в телегу его палаш.
Прознали про это воины народа пор и подпилили опоры моста, по которому должен был проезжать батыр. Пегий конь не почуял опасности, въехал на мост. Подломились опоры моста, рухнул Мардан-батыр в воду — и утонул.
Несмотря на то что «Предание о Мардане-батыре» содержит в себе ряд бродячих мотивов удмуртского фольклора — о чудесном коне и подрубленных опорах моста рассказывается в «Предании о Ядыгаре», а к хитрости с подрезанной кочкой прибегают персонажи многих удмуртских сказок и исторических преданий, — удмурты считают Мардана реальной личностью, и еще в XIX веке жители двадцати четырех деревень утверждали, что происходят из одного с ним рода. Они почитали Мардан-батыра как своего божественного покровителя, раз в три года устраивали в честь него моления и приносили ему в жертву коня и корову.
Особое место в удмуртском эпосе занимают сказания о богатырях так называемого Дондинского круга. Сказания о богатыре Донды΄ и его сыновьях распространены среди северных удмуртов.
В 1880-х годах они были опубликованы Н. Г. Первухиным, а в начале XX века М. Г. Худяков предпринял попытку объединить разрозненные эпические предания удмуртов в единый эпос, наподобие карело-финской «Калевалы», и на основе фольклорного материала составил эпическую поэму «Песнь об удмуртских батырах».
Традиция связывает с именами Донды и его родичей остатки нескольких древних поселений в бассейне реки Чепцы: городища Дондыкар, Иднакар, Учкакар, Чибинькар, Зуйкар, Эбгакар, Утэмкар, Весьякар, Гурьякар. «Кар» по-удмуртски означает «гнездо», то есть укрепленное поселение, город.
В настоящее время там ведутся археологические раскопки и научные изыскания: были найдены остатки укреплений, следы жилых и хозяйственных построек, бытовые вещи XI–XIII веков.
Лучше всего сохранилось городище Иднакар; в 1997 году оно стало историко-культурным музеем-заповедником под открытым небом, и некоторые исследователи считают, что когда-то он был племенным центром северных удмуртов и даже столицей предположительно существовавшего здесь Удмуртского княжества.
В давние времена на берега реки Чепцы пришел со своею дружиной богатырь по имени Донды и основал на высокой горе город. Было у Донды двое сыновей: Иднá и Гурья, а уже в новом городе родилось еще двое — Весья и Зуй.
Донды был искусным мастером, владел многими ремеслами и делал разные вещи на продажу. Идна промышлял охотой: в зимнее время уходил на золотых лыжах в лес и никогда не возвращался без добычи. Гурья пахал землю и выращивал хлеб. Младшие сыновья до поры до времени не имели никаких забот.
Но шли годы, Зуй и Весья подросли, и в городе стало тесно. Тогда решил Донды: пусть его старший сын Идна остается на старом месте, а сам он с остальными сыновьями уйдет осваивать новые. С той поры старый город стал называться Иднакар — город Идны. Донды в верховьях реки основал свой город — Дондыкар — и стал жить в нем с младшими сыновьями. Гурья поселился неподалеку от отца в своем городе — Гурьякаре.
Пришло Зую время жениться. Донды сосватал ему невесту-красавицу Эбгу. Да только пришлась ее красота по сердцу самому Донды, и красавица Эбга полюбила свекра больше, чем мужа. Поползли нехорошие слухи, и возмущенные сыновья покинули отца. Уйдя из Дондыкара, они основали свои города — Зуйкар и Весьякар.
Опозоренная красавица Эбга осталась с Донды. Но за позор возненавидела она своего мужа Зуя, да так сильно, что в конце концов подослала к нему убийц. Узнал об этом Донды и в гневе прогнал ее от себя. Основала Эбга свой город — Эбгакар — и родила там сына.
По обычаю, имя новорожденному должен был дать старший мужчина в роду. Эбга послала за Донды. Тот явился на ее зов и нарек младенца именем Чибинь, что значит «комар» или же «ничтожный человек», и предоставил ему во владение город Чибинькар.
Эбга почувствовала себя оскорбленной за унижение сына. От ее былой любви к свекру не осталось и следа, и она своей рукой вонзила в сердце Донды нож. Умирая, Донды проклял невестку и повелел ей до скончания веков томиться в недрах горы, на которой был построен ее город.
Говорят, проклятие это исполнилось, и лишь раз в год выходит Эбга из своего заточения, садится на камень под старой елью и сушит отсыревшие в холодном подземелье волосы и одежду.
А самого Донды Инмар превратил в белого лебедя. И с той поры удмурты почитают лебедя как защитника своего народа от бед и напастей.
Отрывок из книги Татьяны Муравьевой «Мифы Поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2023.
Читайте книгу целиком
«Урал-Батыр» и Шайтан, духи Вожо, красавица Волга и богатырь Каспий. Почему великий бог Кугу Юмо поднял небо высоко над землей? Кто является людям в образе разрушительного смерча? Какая из птиц олицетворяет женское начало? И что делать во время разгула нечистой силы?
Мифы народов Поволжья стали объектом исследования в XIX веке. В то время мифологические представления марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы, татар, башкир и калмыков как будто рассыпались по сказкам и быличкам, сакральным обрядам и поверьям. «Мифы Поволжья» предлагают сложить воедино красивую и поэтичную картину из богов и героев, богатырей и колдунов, священных животных, духов-хозяев, домовых и великанов.