Взлету популярности Хокусая в его долгой жизни невольно поспособствовала цензура. Много лет он занимался гравюрой на дереве, укиё-э. Такие гравюры печатались тысячами, и современники Хокусая, даже небогатые, охотно раскупали их: в среднем один лист стоил как пара порций лапши. Но в начале XIX века правительство, озаботившись нравственностью населения, все сильнее ужесточало цензуру в печати. Это касалось и укиё-э, особенно самых популярных сюжетов о куртизанках и актерах из «веселых кварталов».
Гравюра «Южный ветер, ясное небо» («Красная Фудзи»)
Ксилография, 26 х 38 см
Ок. 1831
Издатели и художники обратились к более «безопасным» темам. Хокусай вплотную занялся пейзажем — жанром, который до него обходили вниманием мастера укиё-э. В начале 1830-х, когда художнику уже исполнилось 70, вышла его первая знаменитая серия пейзажных ксилографий «Тридцать шесть видов Фудзи».
Гравюра из этой серии «Южный ветер, ясное небо», или «Красная Фудзи», считается самым известным изображением Фудзиямы. Серия пользовалась бешеным спросом, и издатель поручил художнику дополнить ее еще десятью видами горы. С того времени Хокусай прославился как основоположник пейзажа в искусстве укиё-э.
В чем секрет успеха? До Хокусая японские пейзажисты в основном подражали китайской классической живописи, изображая отвлеченные «горы и воды». Хокусаю доводилось иллюстрировать путеводители, и художник видел интерес современников к достопримечательностям.
На его укиё-э узнаваемый пейзаж в определенное время, но подход художника глубже, чем простое воспроизведение окружающего мира. «… он не ограничивается простой фиксацией природного мотива, — писал искусствовед Михаил Успенский, — а стремится передать собственное мировоззрение, свой взгляд на взаимоотношения человека и природы».
1. Красный. «Красная Фудзи» — это редкое явление, которое можно наблюдать в окрестностях горы в определенный момент. В конце лета или начале осени при хорошей погоде и южном ветре рассветные лучи солнца красят склон Фудзиямы в алый. Таким образом, на гравюре показано пограничное время — между ночью и днем, между двумя сезонами.
2. Фудзи. Самая высокая гора Японии. На ксилографии изображен восточный склон на рассвете, значит, это вид на гору со стороны города Эдо. Фудзи считалась символом бессмертия и местом обитания божеств. В начале XIX века японцы стали больше путешествовать по стране, в том числе ходить в паломничество на вершину Фудзи. Поэтому спрос на изображения известных видов вырос. Позже, когда европейцы познакомились с творчеством Хокусая, Фудзи стала самым узнаваемым символом Японии.
3. Снег. Количество снега на вершине Фудзи тоже соответствует самому концу лета — началу осени.
4. Хвойный лес. То, что рябь у подножия Фудзи — не трава, а деревья, не сразу бросается в глаза. А когда зритель осознает это, гора резко увеличивается в его восприятии.
5. Ракурс. Художник показывает гору с низкой точки, словно с позиции паломника, только собирающегося на нее взойти, и таким образом подчеркивает ее монументальность.
6. Синий. Этим цветом в 36 гравюрах серии выведены все контуры (в десяти позже допечатанных — черные). Синий оттенок неба, намеренно «наползающий» сверху на облака, придает им динамики. Создавая «Тридцать шесть видов Фудзи», Хокусай начал применять импортную берлинскую лазурь. Эта яркая синяя краска, в отличие от местных, почти не выцветала на свету, но, пока ее в небольших количествах ввозили из Европы в закрытую для Запада Японию, она оставалась редкой роскошью. С середины 1820-х берлинскую лазурь начали массово импортировать из Китая, и она подешевела, чем Хокусай и воспользовался.
7. Подпись. Справа от названия гравюры «Тридцать шесть видов горы Фудзи. Южный ветер, ясное небо» — подпись: «[С рисунка] кисти Хокусая, сменившего [имя] на Иицу». Имя Хокусай художник за несколько лет до того передал ученику (таков был обычай), но счел нужным напомнить, что под новым псевдонимом уже прославившийся мастер.
ХУДОЖНИК
Кацусика Хокусай
1760 — родился в семье ремесленника в Эдо.
Ок. 1763 — усыновлен мастером, изготавливавшим зеркала.
1773 — выучился на резчика ксилографий.
1797 — начал подписывать свои произведения именем Хокусай, что переводится как «северная мастерская» (точнее, сокращенной версией имени, означающего «мастерская Полярной звезды» — в честь Мёкэна, божества этого светила). На протяжении жизни Хокусай неоднократно менял творческие псевдонимы, их у него было более 30.
1812 — опубликовал первый альбом серии «Манга» — сборник зарисовок, которые служили пособием для художников.
1834–1839 — преследуемый кредиторами внука, был вынужден уехать на время из Эдо и жить под чужим именем.
1839 — вернулся в Эдо, в том же году сгорел дом, в пожаре погибли все работы.
1849 — умер в Эдо. За всю жизнь создал более 30 тысяч работ.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2021, частично обновлен в марте 2024