Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Миллион алых роз: как любовь художника Нико Пиросмани обессмертила актрису Маргариту де Севр

Значительную часть своей жизни Пиросмани провел в скитаниях, а окружающие воспринимали его как юродивого. Никто не мог предположить, что чудак Нико, малюющий картинки на клеенке, станет знаменитым

5 мая 20231

В наши дни Нико Пиросмани (Николай Пиросманишвили) считается самым знаменитым художником Грузии, а его работы известны по всему миру. Но признание пришло к нему только после смерти, а биография художника изобилует белыми пятнами и трагическими эпизодами. Пиросмани умер от голода, оставив нам свои картины и множество легенд, самой прекрасной из которых стала история любви Нико к актрисе и певице Маргарите де Севр. В общих чертах эту историю знает каждый, кто хоть раз слышал песню про миллион алых роз.

Миллион алых роз: как любовь художника Нико Пиросмани обессмертила актрису Маргариту де Севр
Нико Пиросмани. Автопортрет. 1900
Источник:
Artefact / Alamy via Legion Media

«Жил-был художник один…»

До нас дошли около двухсот произведений Пиросмани (несколько десятков работ художника были утрачены), а самым известным его полотном считается картина «Актриса Маргарита», хранящаяся в Национальной картинной галерее Грузии.

История ее создания очень трогательна. Историю жизни Маргариты де Севр мы знаем еще хуже, чем биографию самого Нико Пиросмани. Известно лишь, что Маргарита приехала в Российскую империю с театром миниатюр «Бель Вю» то ли в 1905-м, то ли в 1909 году. Театр добрался до Тифлиса и в одном из городских заведений певицу и танцовщицу, которой тогда было, предположительно, около 20 лет, увидел Пиросмани.

Миллион алых роз: как любовь художника Нико Пиросмани обессмертила актрису Маргариту де Севр
Нико Пиросмани. «Актриса Маргарита». 1909
Источник:
Wikimedia Commons

Если вдуматься, их случайная встреча была не так уж и случайна. Маргарита отнюдь не являлась звездой мирового масштаба — она выступала по духанам и кафешантанам, где пела и танцевала модный в ту пору американский танец кекуок. Пиросмани же, которому на тот момент было за сорок, зарабатывал на жизнь рисованием вывесок для заведений того пошиба, в которых выступала Маргарита. Никто не воспринимал его всерьез — чудаковатый маляр утверждал, что видит ангелов и святых, направляющих его кисть. Люди посмеивались над странным художником. Пиросмани даже получил несколько соответствующих прозвищ, в частности, «Не от мира сего» и «Семь пятниц на неделе».

БИОГРАФИЯ
Со многими неизвестными

Большинство подробностей о жизни Пиросмани дошли до нас благодаря художнику Кириллу Зданевичу, который увлекся творчеством своего собрата по искусству и в течение долгих лет собирал произведения Нико, спасая их от гибели, попутно выясняя детали его биографии.

Миллион алых роз: как любовь художника Нико Пиросмани обессмертила актрису Маргариту де Севр
Вывеска пивной работы Нико Пиросмани
Источник:
Mariano Garcia / Alamy via Legion Media

Предположительно, Пиросмани родился 5 мая 1862 года (стопроцентного подтверждения этой даты нет) в многодетной семье, жившей в кахетинском селе Мирзаани. Нико рано остался круглым сиротой. Примерно до 20 лет он трудился слугой в дворянской семье, затем работал и лавочником, и пастухом, и кондуктором на железной дороге. Живописи Пиросмани понемногу учился у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В итоге он стал зарабатывать на жизнь только живописью, хотя доход это занятие приносило весьма скромный.

«И на все деньги купил…»

О трогательной истории любви Пиросмани широкая публика впервые узнала из повести «Бросок на юг» писателя Константина Паустовского. Он пишет, что Пиросмани всю жизнь был беден — не имея денег на покупку холстов, Нико привык рисовать на снятых со столов черных и белых клеенках. Художник изображал природу родного Кавказа, разных животных, человеческие типажи, свойственные Грузии того времени… На людей, наделенных вкусом, его картины производили необыкновенное впечатление.

Миллион алых роз: как любовь художника Нико Пиросмани обессмертила актрису Маргариту де Севр
Нико Пиросмани. «Жираф». «Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой, пыльной клеенке», — пишет об этой работе художника Паустовский
Источник:
steeve-x-art / Alamy via Legion Media

На удачу художника, людям нравились сделанные им вывески, которые Пиросмани украшал прекрасными натюрмортами из овощей, фруктов, шашлыков, сыра и жареной рыбы. Заодно он придумывал для кабаков остроумные названия: «Одному пить не надо», «Шашлыки по-электрически» и т. д.

Мы уже никогда не узнаем, с какой целью Пиросмани как-то заглянул в духан с пафосным названием «Варяг» — возможно, выполнял какой-то заказ для ее владельца. Но в тот вечер там пела Маргарита де Севр. Увидев ее, немолодой художник оказался сражен — влюбился бесповоротно и на всю оставшуюся жизнь. Это неудивительно — как свидетельствует Паустовский, Маргарита вызывала восхищение у всех окружавших ее мужчин. По словам писателя, она была «ленивой, тонкой в талии и широкой в плечах, с бронзового цвета волосами, нежной и сильной шеей и розовым телом».

Главное же ее достоинство заключалось в необыкновенном голосе. Артисты оперы и музыканты, специально приезжавшие послушать Маргариту, уверяли, что она владеет искусством «вокального обмана», умеет петь «двойным звуком», когда ее «главный голос был золотой, а второй серебряный».

Миллион алых роз: как любовь художника Нико Пиросмани обессмертила актрису Маргариту де Севр
Маргарита де Севр
Источник:
artchive.ru

Пиросмани не пропускал ни одного выступления Маргариты — он пристально смотрел на нее, не шевелясь, словно боялся пропустить даже единственную издаваемую ею ноту. В толпе поклонников великолепной француженки этот «высокий, очень худой грузин с тонким лицом и печальными глазами» явно терялся. Маргарита стала для Нико самым возвышенным и драгоценным созданием в мире. А она его любви не замечала. Маргарита вообще не придавала особого значения мужским восторгам. Принимая от поклонников подарки, она отделывалась дежурными вежливыми словами, а подношения раздавала подругам.

Однако тот подарок, что сделал ей Пиросмани на день рождения — своего, а не ее! — навсегда затмил все остальные. Утром того дня к дому в тифлисском районе Сололаки, где жила Маргарита, в большом количестве начали съезжаться арбы, доверху нагруженные свежими цветами, обрызганными водой. На глазах пораженных прохожих возницы сваливали цветы прямо на мостовую у порога и на близлежащий тротуар. Было их так много, что, казалось, цветы сюда свозились не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Над улицей витал цветочный запах. У окон толпились женщины и дети, созерцая удивительное зрелище. Их смех и возгласы разбудили Маргариту. Она почувствовала цветочный запах, встала, подошла к окну и увидела подарок Нико.

Представший ее глазам узор состоял из растений самых разных видов. Тут были и сирень, и акация, и дикий боярышник, и синяя вероника, и бегония, и анемоны, и жимолость, и ипомея, и лилии, и мак, и настурция, и пионы, и, конечно, розы — всех размеров и оттенков. Маргарита была поражена и растрогана до слез. Рассказывают, что ни один из свидетелей этого зрелища не решился ступить на цветочный ковер — за исключением самого Нико. Он подошел к дому Маргариты, а она вышла к нему, обняла и расцеловала, не стыдясь устремленных на них многочисленных взглядов.

«В ночь ее поезд увез…»

Конечно же, это необычное происшествие стало предметом многочисленных сплетен. Люди судачили о том, где бедный художник мог взять столько денег, чтобы купить столько цветов. А Маргарита испытывала противоречивые чувства: и благодарность, и восхищение, и горечь, и жалость. Она от всей души жалела Нико, на чувства которого не могла ответить. Он был отнюдь не красавец, более чем вдвое старше ее и не мог похвастать достатком.

На подарок возлюбленной он потратил все свои сбережения и залез в долги. А у Маргариты, между прочим, уже появился новый поклонник, молодой, красивый и богатый, который затмил в ее глазах всех прочих воздыхателей. Вскоре Маргарита покинула Тифлис вместе со своим возлюбленным. Больше Пиросмани ее не видел, но еще долго писал ей трогательные письма…

Миллион алых роз: как любовь художника Нико Пиросмани обессмертила актрису Маргариту де Севр
Дом-музей Пиросмани в Кахетии
Источник:
Danita Delimont / Alamy via Legion Media

Такова история любви Нико. Эпизод с цветочным ковром не имеет документальных подтверждений — некоторые считают его всего лишь легендой. «Историю любви Пиросмани рассказывают по-разному. Я повторил один из этих рассказов. Я коротко записал его, не придавая чрезмерного значения его сугубой подлинности. Пусть этим занимаются придирчивые и скучные люди», — объясняет Паустовский. Он прав — порой вдохновляющая история оказывается важнее фактов.

Однако одно яркое подтверждение любви Пиросмани все же сохранилось — картина. Маргарита изображена на ней во весь рост — с распущенными черными волосами, в коротком платье, подпоясанном двухцветным поясом и в полосатых чулках. Она стоит на фоне цветущего луга с букетом в руке, а к ней слетаются певчие птички…

Конец жизни Нико был ужасен. За несколько лет до смерти его талант получил первое признание — картины Пиросмани заметили и стали расхваливать русские художники-футуристы. О Нико начали писать, его работы брали на выставки, у него появились постоянные заказчики-ценители.

Миллион алых роз: как любовь художника Нико Пиросмани обессмертила актрису Маргариту де Севр
Предположительно, на этой фотографии запечатлена Маргарита де Севр (слева) возле своего портрета на выставке
Источник:
artchive.ru

Но тут началась Первая мировая война, а в 1917-м грянули две революции, разрушившие Российскую империю. Материальное положение Нико резко ухудшилось ещё в 1914-м, когда в государстве был введен сухой закон — ведь значительную часть заработка он до сих пор получал, рисуя вывески питейных заведений.

Вскоре Нико впал в окончательную нищету. В апреле 1918 года его, больного и умирающего от голода, нашли в подвале и перевезли в одну их тифлисских больниц. Там ему уже не смогли оказать действенной помощи — 7 апреля Нико скончался.

Маргарита пережила его на много лет. Существует еще одна легенда — будто бы она, будучи в очень преклонном возрасте, в 1968 году пришла на выставку его картин, открытую в Лувре. Рассказывают, что женщина попросила сфотографировать себя на фоне полотна «Актриса Маргарита» и показала письма, которые ей отправлял Нико уже после отъезда де Севр из Тифлиса…

Благодаря Паустовскому история Нико и Маргариты получила уже в СССР большую популярность. К личности Пиросмани обратились другие писатели, его изобразили в нескольких художественных фильмах, он стал героем поэтических произведений. Самое известное из них создал Андрей Вознесенский, который, прочитав «Бросок на юг», вдохновился и написал стихотворение «Миллион алых роз», которое затем положил на музыку Раймонд Паулс. В настоящий хит, который распевал весь Советский Союз, песню о бедном художнике превратило исполнение Аллы Пугачевой.

Знаменитая песня популярна и спустя 40 лет, хотя далеко не все знают о прообразах художника и его возлюбленной актрисы…

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения