В наши дни Нико Пиросмани (Николай Пиросманишвили) считается самым знаменитым художником Грузии, а его работы известны по всему миру. Но признание пришло к нему только после смерти, а биография художника изобилует белыми пятнами и трагическими эпизодами. Пиросмани умер от голода, оставив нам свои картины и множество легенд, самой прекрасной из которых стала история любви Нико к актрисе и певице Маргарите де Севр. В общих чертах эту историю знает каждый, кто хоть раз слышал песню про миллион алых роз.
«Жил-был художник один…»
До нас дошли около двухсот произведений Пиросмани (несколько десятков работ художника были утрачены), а самым известным его полотном считается картина «Актриса Маргарита», хранящаяся в Национальной картинной галерее Грузии.
История ее создания очень трогательна. Историю жизни Маргариты де Севр мы знаем еще хуже, чем биографию самого Нико Пиросмани. Известно лишь, что Маргарита приехала в Российскую империю с театром миниатюр «Бель Вю» то ли в 1905-м, то ли в 1909 году. Театр добрался до Тифлиса и в одном из городских заведений певицу и танцовщицу, которой тогда было, предположительно, около 20 лет, увидел Пиросмани.
Если вдуматься, их случайная встреча была не так уж и случайна. Маргарита отнюдь не являлась звездой мирового масштаба — она выступала по духанам и кафешантанам, где пела и танцевала модный в ту пору американский танец кекуок. Пиросмани же, которому на тот момент было за сорок, зарабатывал на жизнь рисованием вывесок для заведений того пошиба, в которых выступала Маргарита. Никто не воспринимал его всерьез — чудаковатый маляр утверждал, что видит ангелов и святых, направляющих его кисть. Люди посмеивались над странным художником. Пиросмани даже получил несколько соответствующих прозвищ, в частности, «Не от мира сего» и «Семь пятниц на неделе».
БИОГРАФИЯ
Со многими неизвестными
Большинство подробностей о жизни Пиросмани дошли до нас благодаря художнику Кириллу Зданевичу, который увлекся творчеством своего собрата по искусству и в течение долгих лет собирал произведения Нико, спасая их от гибели, попутно выясняя детали его биографии.
Предположительно, Пиросмани родился 5 мая 1862 года (стопроцентного подтверждения этой даты нет) в многодетной семье, жившей в кахетинском селе Мирзаани. Нико рано остался круглым сиротой. Примерно до 20 лет он трудился слугой в дворянской семье, затем работал и лавочником, и пастухом, и кондуктором на железной дороге. Живописи Пиросмани понемногу учился у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В итоге он стал зарабатывать на жизнь только живописью, хотя доход это занятие приносило весьма скромный.
«И на все деньги купил…»
О трогательной истории любви Пиросмани широкая публика впервые узнала из повести «Бросок на юг» писателя Константина Паустовского. Он пишет, что Пиросмани всю жизнь был беден — не имея денег на покупку холстов, Нико привык рисовать на снятых со столов черных и белых клеенках. Художник изображал природу родного Кавказа, разных животных, человеческие типажи, свойственные Грузии того времени… На людей, наделенных вкусом, его картины производили необыкновенное впечатление.
На удачу художника, людям нравились сделанные им вывески, которые Пиросмани украшал прекрасными натюрмортами из овощей, фруктов, шашлыков, сыра и жареной рыбы. Заодно он придумывал для кабаков остроумные названия: «Одному пить не надо», «Шашлыки по-электрически» и т. д.
Мы уже никогда не узнаем, с какой целью Пиросмани как-то заглянул в духан с пафосным названием «Варяг» — возможно, выполнял какой-то заказ для ее владельца. Но в тот вечер там пела Маргарита де Севр. Увидев ее, немолодой художник оказался сражен — влюбился бесповоротно и на всю оставшуюся жизнь. Это неудивительно — как свидетельствует Паустовский, Маргарита вызывала восхищение у всех окружавших ее мужчин. По словам писателя, она была «ленивой, тонкой в талии и широкой в плечах, с бронзового цвета волосами, нежной и сильной шеей и розовым телом».
Главное же ее достоинство заключалось в необыкновенном голосе. Артисты оперы и музыканты, специально приезжавшие послушать Маргариту, уверяли, что она владеет искусством «вокального обмана», умеет петь «двойным звуком», когда ее «главный голос был золотой, а второй серебряный».
Пиросмани не пропускал ни одного выступления Маргариты — он пристально смотрел на нее, не шевелясь, словно боялся пропустить даже единственную издаваемую ею ноту. В толпе поклонников великолепной француженки этот «высокий, очень худой грузин с тонким лицом и печальными глазами» явно терялся. Маргарита стала для Нико самым возвышенным и драгоценным созданием в мире. А она его любви не замечала. Маргарита вообще не придавала особого значения мужским восторгам. Принимая от поклонников подарки, она отделывалась дежурными вежливыми словами, а подношения раздавала подругам.
Однако тот подарок, что сделал ей Пиросмани на день рождения — своего, а не ее! — навсегда затмил все остальные. Утром того дня к дому в тифлисском районе Сололаки, где жила Маргарита, в большом количестве начали съезжаться арбы, доверху нагруженные свежими цветами, обрызганными водой. На глазах пораженных прохожих возницы сваливали цветы прямо на мостовую у порога и на близлежащий тротуар. Было их так много, что, казалось, цветы сюда свозились не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии. Над улицей витал цветочный запах. У окон толпились женщины и дети, созерцая удивительное зрелище. Их смех и возгласы разбудили Маргариту. Она почувствовала цветочный запах, встала, подошла к окну и увидела подарок Нико.
Представший ее глазам узор состоял из растений самых разных видов. Тут были и сирень, и акация, и дикий боярышник, и синяя вероника, и бегония, и анемоны, и жимолость, и ипомея, и лилии, и мак, и настурция, и пионы, и, конечно, розы — всех размеров и оттенков. Маргарита была поражена и растрогана до слез. Рассказывают, что ни один из свидетелей этого зрелища не решился ступить на цветочный ковер — за исключением самого Нико. Он подошел к дому Маргариты, а она вышла к нему, обняла и расцеловала, не стыдясь устремленных на них многочисленных взглядов.
«В ночь ее поезд увез…»
Конечно же, это необычное происшествие стало предметом многочисленных сплетен. Люди судачили о том, где бедный художник мог взять столько денег, чтобы купить столько цветов. А Маргарита испытывала противоречивые чувства: и благодарность, и восхищение, и горечь, и жалость. Она от всей души жалела Нико, на чувства которого не могла ответить. Он был отнюдь не красавец, более чем вдвое старше ее и не мог похвастать достатком.
На подарок возлюбленной он потратил все свои сбережения и залез в долги. А у Маргариты, между прочим, уже появился новый поклонник, молодой, красивый и богатый, который затмил в ее глазах всех прочих воздыхателей. Вскоре Маргарита покинула Тифлис вместе со своим возлюбленным. Больше Пиросмани ее не видел, но еще долго писал ей трогательные письма…
Такова история любви Нико. Эпизод с цветочным ковром не имеет документальных подтверждений — некоторые считают его всего лишь легендой. «Историю любви Пиросмани рассказывают по-разному. Я повторил один из этих рассказов. Я коротко записал его, не придавая чрезмерного значения его сугубой подлинности. Пусть этим занимаются придирчивые и скучные люди», — объясняет Паустовский. Он прав — порой вдохновляющая история оказывается важнее фактов.
Однако одно яркое подтверждение любви Пиросмани все же сохранилось — картина. Маргарита изображена на ней во весь рост — с распущенными черными волосами, в коротком платье, подпоясанном двухцветным поясом и в полосатых чулках. Она стоит на фоне цветущего луга с букетом в руке, а к ней слетаются певчие птички…
Конец жизни Нико был ужасен. За несколько лет до смерти его талант получил первое признание — картины Пиросмани заметили и стали расхваливать русские художники-футуристы. О Нико начали писать, его работы брали на выставки, у него появились постоянные заказчики-ценители.
Но тут началась Первая мировая война, а в 1917-м грянули две революции, разрушившие Российскую империю. Материальное положение Нико резко ухудшилось ещё в 1914-м, когда в государстве был введен сухой закон — ведь значительную часть заработка он до сих пор получал, рисуя вывески питейных заведений.
Вскоре Нико впал в окончательную нищету. В апреле 1918 года его, больного и умирающего от голода, нашли в подвале и перевезли в одну их тифлисских больниц. Там ему уже не смогли оказать действенной помощи — 7 апреля Нико скончался.
Маргарита пережила его на много лет. Существует еще одна легенда — будто бы она, будучи в очень преклонном возрасте, в 1968 году пришла на выставку его картин, открытую в Лувре. Рассказывают, что женщина попросила сфотографировать себя на фоне полотна «Актриса Маргарита» и показала письма, которые ей отправлял Нико уже после отъезда де Севр из Тифлиса…
Благодаря Паустовскому история Нико и Маргариты получила уже в СССР большую популярность. К личности Пиросмани обратились другие писатели, его изобразили в нескольких художественных фильмах, он стал героем поэтических произведений. Самое известное из них создал Андрей Вознесенский, который, прочитав «Бросок на юг», вдохновился и написал стихотворение «Миллион алых роз», которое затем положил на музыку Раймонд Паулс. В настоящий хит, который распевал весь Советский Союз, песню о бедном художнике превратило исполнение Аллы Пугачевой.
Знаменитая песня популярна и спустя 40 лет, хотя далеко не все знают о прообразах художника и его возлюбленной актрисы…