Российские ученые из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и МФТИ изучили взаимосвязь между шестью базовыми эмоциями человека и его готовностью жертвовать деньги на благотворительность. В исследовании применили объективный метод — программу автоматического распознавания выражения лиц. Больше остальных с размерами пожертвований оказались связаны три чувства — счастье, грусть и гнев. Результаты работы
Объективная фиксация эмоций
Предыдущие исследования благотворительного поведения и его эмоциональной составляющей показывали противоречивые результаты. По мнению экспертов, это было связано с довольно субъективными методами изучения, когда участники сами оценивали свое состояние и его влияние на решение жертвовать, не всегда точно понимали свои чувства или не готовы были откровенно о них сообщать.
Чтобы собрать объективные данные о связи эмоций и благотворительности, команда российских ученых впервые в мире в рамках такого исследования использовала технологию аффективного вычисления — программу FaceReader. Она позволяет автоматически распознавать все базовые эмоции человека на основе выражений лица, а также их валентность (положительные/отрицательные) и уровень возбуждения.
Кого разжалобит собачья жизнь?
Авторы провели эксперимент, где 45 добровольцам показывали фотографии собак и предлагали сделать пожертвования для помощи им. Чтобы фиксировать изменения эмоций на лицах людей, животные на снимках были в различных состояниях — больные/здоровые, домашние/бездомные, взрослые/щенки, с человеком/без человека и так далее.
Исследователи отметили, что выбрали собак не случайно: не все в обществе считают их милыми домашними питомцами, люди могут воспринимать их как угрозу, особенно если речь о бродячих собаках. Поэтому призывы о помощи могли вызвать совершенно противоречивые чувства.
Анализ результатов показал, что на готовность жертвовать деньги благотворительной организации и размер пожертвования существенно влияли грусть, счастье и гнев. Причем негативные эмоции — грусть и гнев — увеличивали вероятность пожертвования, а счастье — уменьшало.
Уровень личного финансового благополучия не сказался на том, сколько участники готовы были отдать. А вот то, какую значимость они придавали деньгам, — повлияло. Всем добровольцам была выдана одинаковая сумма за участие в эксперименте — 320 рублей: они могли пожертвовать любую ее часть (или всю сумму) на благотворительность, а остальное забрать себе. Чем выше для участника была субъективная ценность его вознаграждения, тем меньше он жертвовал.
Зачем это изучать?
Результаты исследования, как рассчитывают авторы, будут применяться для разработки эффективной благотворительной и социальной рекламы — с опорой на объективные данные о влиянии эмоций. И помогут некоммерческим организациям, которые в значительной степени зависят от поддержки такого рода.
Не гневом единым
Однако авторы обращают внимание, что эксперимент был краткосрочным. И хотя неприятные эмоции, как выяснилось, увеличивают размеры пожертвований, возможно, не стоит постоянно обращаться к этим чувствам.
Чтобы выяснить, какие призывы к благотворительности будут эффективнее в течение месяцев и лет, потребуются более продолжительные исследования, говорят ученые.
Ранее российские психологи выяснили, как работает синдром утенка, из-за которого нам так сложно принимать новое в своей жизни.