Несмотря на то, что Брейгель — художник, слова в его работах играли не только роль названий.
Антверпен, где обосновался художник в 1545 году, в то время — богатый портовый город, центр науки и искусства. После открытий Колумба и Америго Веспуччи появляются новые космографии, географ Абрахам Ортелий, друг Брейгеля, пытается создать атлас. Фламандские умы будоражат работы Эразма Роттердамского.
Одна из них — Adagia, сборник пословиц и изречений античных авторов — имела такой успех, что ее переиздавали 60 раз. Коллекционировать пословицы стало модно.
На этом фоне Брейгель и пишет «Фламандские пословицы» или «Мир вверх дном». На первый взгляд, это небольшая картина (117 см на 164 см) с жанровыми сценками из жизни крестьян, но на самом деле, это визуализация фламандских пословиц и поговорок.
Современники художника без труда расшифровывали его послание, а нынешние исследователи смогли идентифицировать не все. Хотя даже в нашей культуре присутствуют свои аналоги этих фламандских изречений.
Однако работа Брейгеля не забава, созданная на потеху публике. Не зря Абрахам Ортелий упоминает, что «…во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено». Картина высмеивает глупость и греховность жизни людей, не задумывающихся об их истинном предназначении.
Неслучайно главная смысловая фигура — земной шар. Причем изображенный не только в правильном виде, но и вверх тормашками — перевернутый мир, в котором все идет не так, как задумывал Создатель, где люди потеряли духовные ориентиры и явью стала уродливая природа человеческого несовершенства и лицемерия.
Практически в центре картины женщина набрасывает голубой плащ на мужчину, что не только иллюстрирует пословицу о супружеской измене, но и символизирует все человечество, на которое наброшен плащ заблуждений. Но, как говорит одна из пословиц, отображенная в правом верхнем углу в виде солнца (символа божественного начала): «Как бы ловко ни обтяпать, все на свет выйдет».
Но найти глобусы, олицетворяющие мир, — не так просто. Спрятать главное — излюбленный прием Брейгеля. Вспомнить хотя бы его «Падение Икара», где на переднем плане пахарь, а от самого Икара — ноги, торчащие из-под воды в стороне.
Работа «Мир вверх дном» была настолько популярна, что сын художника — Питер Брейгель Младший — сделал с нее около 20 копий.
40 пословиц на картине «Мир вверх дном»
«Крыша, покрытая пирогами» — жить в роскоши.
«Повенчаться под метлой» — жить в грехе.
«Стоять, как деревянные башмаки» — напрасно ждать.
«Зубы за ушами болят» — симулировать, врать.
«Брить дурака без мыла» — обманывать.
«Два дурака под одним колпаком» — глупость любит компанию.
«Растет из окна» — что-то, что невозможно скрыть.
«Держать свечку перед дьяволом» — льстить, заводить сомнительных друзей.
«Напялить крышку на голову» — снять с себя ответственность, прикинуться, что ты ни при чем.
«Что дым железу сделает» — бесполезное дело.
«Жарить селедку, чтобы поесть икры» — делает слишком много ради малого результата.
«Смотреть через ножницы» — обмануть.
«Глодать ту же кость» — говорить об одном.
«Кусать железо» — беззастенчиво врать.
«Вешать колокольчик на кота» — поступать опрометчиво.
«Кусать столб» — быть религиозным лицемером.
«Нести в одной руке огонь, а в другой воду» — лицемерить, служить и нашим, и вашим.
«Черта к подушке привяжет» — справится со всем.
«Носить свет корзинами» — тратить время.
«Привязать Христу льняную бороду» — прикрываться показным благочестием.
«Разлив кашу, не собрать ее снова» — сделанного не вернуть.
«Согнуться, чтобы войти в мир» — угождать.
«Один наматывает, другой прядет» — сплетничают.
«Тянет веревку, чтобы найти длинный конец» — аналог «Тянет одеяло на себя».
«Распластался между двумя хлебами» — аналог «Сводит концы с концами».
«Зевает против печки» — браться за то, с чем не справишься.
«Хватать куриное яйцо, упуская гусиное» — делать неправильный выбор.
«Провалился сквозь корзину» — обман раскрылся.
«Чесаться задом об дверь» — плевать на всех, принимать все без затей.
«Свалиться с быка на ослиную задницу» — переживать трудные времена.
«Гадят в одну дыру» — неразлучные друзья.
«Не переносит сияния солнца на воде» — зависть.
«Лучшие ремни — из чужой кожи» — извлекать выгоду из чужого труда, завидовать.
«Швырять шапку за забор» — делать необдуманно.
«Кувшин будет ходить за водой, пока не разобьется» — всему есть предел.
«Тащить колоду» — заниматься бессмысленным делом (вариант: быть обманутым в любви).
«Не инжир из коня валится» — не давайте обмануть себя.
«Держать глаз на парусе» — быть начеку.
«Какая б ни была причина, но гуси ходят босиком» — не каждый вопрос заслуживает ответа.
«Поворачиваться задом к виселице» — идти на неоправданный риск.
Но это далеко не полный список. Присылайте зашифрованные на картине пословицы и поговорки на почту редакции до 30 октября 2022 года. Первый, приславший больше правильных ответов, получит приз.
Присылайте письма по адресу: vokrugsveta@hspub.ru
ХУДОЖНИК
Питер Брейгель Старший
1525–1530 — точная дата рождения неизвестна, как и место. Предположительно, недалеко от города Бреда.
1545–1550 приезжает в Антверпен, начинает учиться у Питера Кука ван Алста, художника при дворе Карла V.
1551 — вступает в Гильдию живописцев, работает в мастерской Иеронима Кока, где знакомится с эстампами с картин Босха. Создает эскизы в его стиле. На несколько работ Кок ставит поддельную подпись Босха и продает.
1552–1553 путешествует по Европе, знакомится с работами мастеров. В Италии пишет «Пейзаж с Христом и апостолами».
1554 — пишет «Портрет старой женщины». Это его единственный портрет. Брейгель не писал их.
1557 — создает серию гравюр о смертных грехах.
1563 — женится на Марии ван Алста, дочери учителя. У пары было трое детей: Питер, Ян и Мария.
1564 — пишет «Поклонение волхвов».
1565 — работает над циклом «Картины месяцев или времен года» для календаря в молитвеннике.
1569 — умер 5 сентября. Похоронен на кладбище брюссельской церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Там же в 1578 году похоронили и его жену.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, октябрь 2022