Первый матч по футболу, который современные историки считают международным, состоялся задолго до основания Международной федерации футбола (FIFA) — в Глазго в 1872 году между любительскими сборными Англии и Шотландии.
В ХХ веке футбол, считающийся олимпийским видом спорта, становился все более популярным, как в Старом, так и в Новом свете, а интерес к матчам команд, представляющих разные страны, возрос многократно.
В Южной Америке такие встречи проводились с 1910 года между сборными Аргентины, Чили и Уругвая, в 1916 году в «латиноамериканское противостояние» включилась и Бразилия.
Были попытки провести международные состязания и в Европе, однако вскоре обнаружилось неразрешимое противоречие между позицией FIFA, представлявшей интересы футбольных сборных, и Международного олимпийского комитета, который в 1914 году организовал первый мировой турнир по футболу в Париже, где приняли участие 22 команды из Европы и Америки. Тогда победу одержала сборная Уругвая, единственный представитель Южной Америки.
Проблема заключалась в том, что число национальных футбольных клубов стремительно росло, повышался уровень профессионализма их игроков, тогда как в МОК по-прежнему строго придерживались запрета на участие профессиональных спортсменов в состязаниях, поэтому в олимпийских сборных могли играть лишь любители, чтобы «дать каждому шанс на победу».
В середине 20-х годов концепция олимпийского равенства уже категорически не устраивала ни футболистов, ни болельщиков, которые хотели красивой игры, поэтому тогдашний президент FIFA Жюль Риме решил — пришло время вернуться к давней идее о мировом чемпионате за рамками Олимпиад.
Щедрое предложение
Жюль Риме посвятил жизнь организации профессионального футбола. Еще в 1897 году он основал в Париже спортивный клуб Red Star, придерживавшийся редкого в ту пору демократизма: его членами становились вне зависимости от социального положения.
В 1904-м Риме участвовал в создании FIFA, которую через семнадцать лет и возглавил. Будучи президентом организации, сделавшей ставку, главным образом, на профессиональных игроков, Риме был крайне недоволен тем, что их не допускают к участию в Олимпиадах.
На конгрессе FIFA 1926 года была создана особая комиссия, которой поручили изучить возможность организации Кубка мира по футболу. Комиссия пришла к положительному выводу — и 26 мая 1928 года, в день начала футбольного олимпийского турнира, на конгрессе FIFA в Амстердаме прошло голосование о проведении через два года чемпионата уже исключительно под собственной эгидой.
Голосовали представители тридцати одного государства, входившего тогда в Международную федерацию футбола. Двадцать пять из них дали утвердительный ответ.
Следующий важнейший вопрос — кто примет у себя первый мировой чемпионат? Заявки подали Италия, Швеция, Испания, Нидерланды, Венгрия и Уругвай.
Но уругвайцы, для которых футбольный турнир стал делом чести и международного престижа, сразу сделали самое привлекательное предложение:
уругвайцы обязались построить в Монтевидео большой стадион и возместить расходы всех участников во время турнира.
С такой щедростью мало кто мог конкурировать. Сначала от своих заявок отказались Нидерланды и Венгрия, затем Швеция — в пользу Италии, а потом и сама Италия, а также Испания. И на конгрессе FIFA в Барселоне 18 мая 1929 года утвердили: первый «настоящий» чемпионат мира по футболу состоится именно в Уругвае — к вящей радости жителей этой славной страны.
Хотя на этом чемпионате — в первый и в последний раз — не проводилось предварительной квалификации, а просто пригласили все сборные-члены FIFA, затея едва не сорвалась. В конце 29-го года в мире (кроме Латинской Америки) начался затяжной экономический кризис, и большинство европейских стран от участия отказались. Тем более что добраться до Монтевидео можно было лишь дорогостоящим судовым рейсом, а оплачивать дорогу уругвайцы не обязались.
Вместо этого они обратились с приглашением о приезде к Футбольной ассоциации Англии — даже несмотря на то, что так называемые «Домашние нации» (к ним относятся сборные Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии) на тот момент в FIFA не состояли. Предложение было отвергнуто.
Жюль Риме, не желая, чтобы чемпионат, организации которого он отдал так много сил, оказался состязанием одних только стран Нового Света, просил и убеждал. В итоге его стараниями в далекое путешествие отправились сборные Бельгии, Франции, Румынии и Югославии.
Румыны, например, поехали лишь после настоятельной просьбы своего монарха Кароля II, только что взошедшего на трон. А французы отправились на турнир без главного тренера Гастона Барро.
В результате, как вспоминал игрок французской сборной Люсьен Лоран, хоть они с коллегами в пути и тренировались на корабельной палубе, представления о тактике, которой им предстоит придерживаться в ходе грядущей битвы, были самые туманные.
Первый гол
На чемпионате в Монтевидео были представлены команды тринадцати государств: Аргентины, Бразилии, Боливии, Чили, Мексики, Парагвая, Перу, США, Бельгии, Франции, Румынии, Уругвая и Югославии. Примечательно, что тогда еще не было строгих правил ни по количеству игроков, ни по их возрасту.
Впрочем, замены ни в одном матче турнира не разрешались. Самым молодым участником чемпионата оказался 18-летний бразильский нападающий Карвальо Лейте (скончался он в 2004 году — в возрасте 92 лет), а самым возрастным — 33-летний чилийский защитник Улисес Пуарье.
Открытие первого чемпионата мира по футболу состоялось в Монтевидео 13 июля 1930 г. На стадионе «Поситос». Однако большая часть игр прошла на громадном стадионе «Сентенарио», открытом 18 июля 1930 года, — он вмещал до 100 тысяч зрителей. Его лихорадочно строили, но не успели завершить к началу чемпионата.
Первый гол на чемпионате забил Люсьен Лоран — на 19-й минуте матча с Мексикой, где французы победили со счетом 4:1. Впрочем, дальнейшие две игры стали для французов неудачными, и они выбыли из состязания. Во многом это произошло из-за того, что в самом начале второго матча против Аргентины Лоран получил серьезную травму и не смог продолжить игру. Кстати, Люсьен Лоран тоже оказался долгожителем: умер он в возрасте 97 лет в 2005 году.
В полуфинал вышли сборные Аргентины, Югославии, Уругвая и США. Уругвайцы вполне подтвердили свою отличную репутацию. Сначала они обыграли Перу (1:0), а через три дня разгромили румын (4:0).
В полуфинале хозяева турнира встретились с Югославией — и тут уже начались неожиданности. На четвертой минуте уругвайцы сенсационно пропустили удар Джордже Вуядиновича, после чего им пришлось приложить все силы, чтобы отыграться.
В этом уругвайцам помогли судьи, отменившие чистый гол югославов незадолго до перерыва. Тем не менее, в двух таймах южноамериканцы забили по три мяча, так что победу их команды оспорить было уже невозможно.
Первая «сборная мира» из лучших игроков чемпионата
• Энрике Бальестерос (Уругвай)
• Хосе Насасси (Уругвай)
• Милутин Ивкович (Югославия)
• Луис Монти (Аргентина)
• Альваро Хестидо (Уругвай)
• Хосе Андраде (Уругвай)
• Педро Сеа (Уругвай)
• Эктор Кастро (Уругвай)
• Эктор Скароне (Уругвай)
• Гильермо Стабиле (Аргентина)
• Берт Пэтноуд (США)
Финальная битва
Сказать, что интерес к чемпионату со стороны болельщиков оказался очень велик, — значит, не сказать ничего. 18 игр турнира собрали в общей сложности 549 090 зрителей. Наибольший ажиотаж вызвал, естественно, финальный матч, состоявшийся 30 июля.
В этот день на «Сентенарио» прибыли до 15 тысяч воинственных аргентинских фанатов, сотрясавших воздух громогласным кличем Victoria o muerte! («Победа или смерть»!) Многие из них приплыли из Буэнос-Айреса специально ради этого дня.
Уругвайские болельщики, в свою очередь, выкрикивали угрозы в адрес аргентинца Луиса Монти, известного своей грубой игрой и часто калечившего противников.
Фанаты сборной Уругвая угрожали и арбитру финальной встречи Джону Лангенусу. Тому пришлось заранее потребовать для себя катер, чтобы он мог сразу после матча покинуть Монтевидео в случае, если Уругвай проиграет.
Над стадионом витал дух настоящей войны: на входе, по некоторым данным, охранники отобрали у болельщиков около 1600 пистолетов и револьверов. Нашли, однако, далеко не все оружие, и в дальнейшем фанаты той и другой стороны встречали забитые своими любимцами голы настоящим салютом.
Сам матч прошел напряженно. Первым счет «размочил» уругваец Пабло Дорадо, но спустя восемь минут аргентинец Карлос Пеуселье сравнял его. Незадолго до перерыва аргентинец Гильермо Стабиле, признанный лучшим бомбардиром чемпионата, вывел свою команду вперед. Но во втором тайме уругвайцы, начавшие играть более агрессивно, провели успешную атаку, и Педро Сеа опять сравнял счет.
Десять минут спустя Сантос Ириарте вывел Уругвай вперед, а уже незадолго до конца второго тайма Эктор Кастро закрепил это преимущество, забив последний гол чемпионата.
Итак, уругвайцы победили со счетом 4:2, и вскоре Жюль Риме вручил главе Уругвайской футбольной ассоциации Раулю Худе заслуженный победный трофей. Им стал 3,8-килограммовый серебряный позолоченный кубок, представлявший собой восьмиугольную чашу, поддерживаемую крылатой фигурой Ники, древнегреческой богини победы.
Торжество и радость уругвайцев были столь же беспредельны, как горе и отчаяние аргентинцев. 31 июля в Уругвае бушевал национальный праздник, а в Буэнос-Айресе разъяренные аргентинцы забросали камнями здание уругвайского посольства.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, июль-август 2022
Только для читателей «Вокруг света»: получите 50% скидку на сотни тысяч книг на сайте Литрес. Переходите