На рубеже XIX–XX вв. Тибет для европейцев был закрытой, сказочной страной. Попасть в его столицу — Лхасу и вернуться оттуда живым, да еще и с фотографиями считалось невозможным. Но именно это удалось сделать Гомбожабу Цыбикову. Тем самым он вписал свое имя в историю географической науки.
Забайкальский самородок
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в 1873 году в забайкальском селе Урда-Ага. Согласно преданию, ламы, увидев маленького Гомбожаба, предрекли ему великое будущее. И, надо признать, не ошиблись.
Мальчик рос любознательным, уже в пять лет он владел монгольской грамотой, а в семь лет поступил в Агинское приходское училище, где изучал монгольский и русский язык. Затем он продолжил образование в Читинской мужской гимназии, которую окончил с серебряной медалью в 1893 году. Вскоре Цыбиков по рекомендации наставников поступил на медицинский факультет Томского университета.
В Томске молодой человек познакомился с лекарем и царедворцем Петром Бадмаевым, который уговорил Цыбикова оставить изучение медицины и заняться востоковедением, чтобы послужить Отечеству в качестве дипломата.
Цыбиков принял предложение и отправился в Ургу, где усиленно изучал монгольский язык, после чего поступил на восточный факультет Петербургского университета. Сперва он получал стипендию Бадмаева, но лишился ее, когда отказался принять православие. Продолжать учебу ему пришлось, получая деньги от родственников и земляков.
В 1897 году Цыбиков принял участие в работе комиссии Куломзина, занимавшейся изучением землевладения и землепользования в Забайкальской области. На основе подготовленных комиссией материалов он, будучи еще студентом, написал книгу о податях и повинностях населения края.
В 1899 году Цыбиков выпустился из университета с золотой медалью и начал сотрудничать с Русским географическим обществом, поручившим ему почти невыполнимую миссию: проникнуть в запретный город Тибета — Лхасу.
Буддист-паломник
В то время Тибет был закрыт для иностранцев, а нарушение запрета грозило проникшим в страну смертью. При этом за влияние в Тибете боролись правительства Аннглии и Франции, но и у России были интересы в этом регионе. Русские путешественники совершали экспедиции в эти края, изучая их природу и культуру, но никому из них, включая Николая Пржевальского не удалось попасть в Лхасу.
Идею совершить путешествие в Тибет Цыбикову подсказал профессор-востоковед Алексей Позднеев. Он же представил молодого ученого Совету Географического общества. Гомбожабу Цыбикову предстояло отправиться в тибетскую столицу под видом простого буддийского паломника, взяв с собой научное оборудование и фотоаппарат.
25 ноября 1899 года караван с участниками экспедиции выдвинулся из Урги в Тибет. Чтобы не вызвать подозрений, Цыбиков вел дневник украдкой, а снаряжение тщательно прятал. И все-таки главный караванщик однажды усомнился относительно того, кем на самом деле Цыбиков. В дневнике исследователя об этом инциденте есть следующие строки:
В итоге Цыбикову все же удалось попасть в Лхасу. Там путешественник остановился у своего земляка, монаха Данпэла Суходоева. Цыбиков внимательно изучил быт лхасцев, побывал на краткой аудиенции у Далай-ламы XIII, тайком сделал фотографии, приобрел богослужебные книги.
Пробыв более года в Центральном Тибете, Цыбиков отправился домой. Его доклад об экспедиции и фотографии Лхасы стали настоящей сенсацией. «За блестящие результаты путешествия в Лхасу» ему была вручена премия имени Пржевальского. По итогам своего путешествия он написал книгу «Буддист-Паломник у святынь Тибета».
Во благо науки и родины
Вернувшись из дальних странствий, Цыбиков мог бы спокойно наслаждаться славой выдающегося путешественника. Но размеренная жизнь была ему не по душе. Он стремился узнать больше о культуре и быте народов Востока, чтобы затем поделиться своими открытиями. Поэтому он взялся за научный перевод сочинения основателя буддийской школы гелуг Цзонхавы «Лам-рим чэн-по», а также написал пособия для изучения тибетского и монгольского языков.
С 1902 года Цыбиков работал в Восточном институте во Владивостоке. В 1906 году он получил звание профессора монгольской словесности. Помимо научной деятельности, занимался публицистикой, печатал статьи на злободневные темы.
В 1917 году он вернулся в Забайкалье, где участвовал в съезде сельского населения. Во время существования Дальневосточной республики (ДВР) неоднократно избирался членом различных комитетов и национальных организаций, вел просветительскую работу среди земляков, работал на учительских курсах. С 1924 по 1928 годы он трудился ученым секретарем Бурятского ученого комитета, участвовал в работе терминологической комиссии, после чего преподавал на восточном факультете Иркутского университета.
До конца жизни Цыбиков изучал культуру Бурятии и Монголии, разрабатывал новый бурят-монгольский алфавит. Скончался он в 1930 году и был похоронен на территории Агинского дацана, однако его могила была вскоре вскрыта, а череп похищен — скорее всего, из него была изготовлена ритуальная чаша габала.
В 1973 году в селе Агинское был установлен памятник Гомбожабу Цыбикову, а на здании мужской гимназии в Чите есть мемориальная табличка в честь исследователя. Его труды неоднократно переиздавались — они и по сей день представляют интерес для науки.