Один из крупнейших представителей немецкого романтизма Феликс Мендельсон известен прежде всего как автор самого популярного свадебного марша. Но этот рано ушедший из жизни композитор оставил богатое творческое наследие, включая несколько симфоний, увертюр, концертов и сочинений для фортепиано.
Вторая фамилия как билет в европейскую культуру
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года в состоятельной семье. Его дед Мозес Мендельсон был философом (его даже называли «немецким Сократом»), а отец Авраам — банкиром. Мать будущего композитора Лея тоже происходила из богатой семьи, она увлекалась музыкой и живописью.
В 1812 году Мендельсоны покинули оккупированный французами Гамбург и перебрались в Берлин, где Авраам получил должность городского советника. В 1816-м он и Лея крестили своих детей, а спустя несколько лет приняли христианство сами. Кроме того, Авраам добавил к их фамилии еще одну — Бартольди, чтобы у его наследников было меньше шансов столкнуться с предубеждениями в отношении евреев — в то время в Европе нарастала новая волна антисемитизма. Это был разумный шаг: поэт Генрих Гейне, также перешедший из иудаизма в христианство, как-то назвал свидетельство о крещении «входным билетом в европейскую культуру».
Феликс с детства проявлял музыкальные наклонности. Сперва его учила игре на фортепиано мать, которая сама брала уроки у бывшего ученика Иоганна Себастьяна Баха. Этим образование мальчика не ограничивалось — Феликс прилежно постигал и другие науки, иностранные языки и азы рисования. Больше всего он преуспел именно в музыке — к девяти годам он в совершенстве исполнял все девять симфоний Людвига ван Бетховена.
В 1820 году 11-летний Феликс Мендельсон стал учеником Певческой академии в Берлине, которой руководил именитый педагог и композитор Карл Фридрих Цельтер. Вскоре мальчик начал сочинять музыку, а в 15 лет Феликс уже писал струнные квартеты.
Дружба композитора и поэта
В 1821 году Мендельсон неожиданным образом завязал дружбу с поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гёте, которому на тот момент было 72 года. Во время приездов в Веймар Юный Феликс играл для Гёте по несколько часов каждый день и даже посвятил ему свой Третий фортепианный квартет. Под влиянием «Фауста» Мендельсон в 1825 году написал свой знаменитый струнный октет, который сегодня считается первым шедевром композитора. Это произведение отличается разноплановостью и смешением стилей: от лирической вступительной темы первой части до задыхающегося ритма скерцо с его крайне контрапунктным финалом, вдохновленным сценой Вальпургиевой ночи из «Фауста».
Октет ми-бемоль мажор, опус 20
Кантата «Первая Вальпургиева ночь» также была вдохновлена творчеством Гёте. Наконец, молодой Феликс Мендельсон написал увертюру (или симфоническую поэму), «Морская тишь и счастливое плавание» под впечатлением от двух поэм Гёте.
К 1825 году Мендельсон имел впечатляющее портфолио сочинений, но, к сожалению, его дебютная опера «Свадьба Камачо» была изъята из репертуара Королевского драматического театра Берлина после первого показа в 1827-м. Зато успех имела его увертюра для постановки пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». Именно в этом произведении звучали фрагменты всем известного свадебного марша композитора (в постановке он знаменует свадьбу Тесея и Ипполиты). Под доработанную версию марша уже более века идут к алтарю влюбленные пары.
Симфонические путешествия
В 1820-е годы Мендельсон посетил Швейцарию, Италию, Францию и Британию. Эти поездки вдохновили композитора на создание пяти симфоний, нумерация которых не соответствует хронологическому порядку их написания. Первая симфония была исполнена в Лондоне в 1824 году, а 15-летний Мендельсон дирижировал оркестром. Вторая симфония была завершена в 1840-м и исполнена в Лейпциге по случаю праздника в честь 400-летия с момента изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка.
«Итальянская» (№ 4) и «Шотландская» (№ 3) симфонии, созданные в 1833-м и в 1842 годах соответственно, передают впечатления Мендельсона о путешествиях по этим странам. Например, «Итальянская» симфония славится запоминающимся финалом, в котором явно звучит мотив неаполитанского народного танца сальтарелла. «Шотландская» симфония была вдохновлена визитом в королевский дворец в Эдинбурге и посвящена королеве Виктории.
Симфония №4 Феликса Мендельсона
Еще одно произведение композитор написал под впечатлением от знаменитой пещеры на шотландском острове Стаффа — увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» (1830) стала расширенной версией созданной годом ранее пьесы, в которой композитор изобразил шум разбивающихся о берег волн, отражающийся эхом под пещерными сводами.
Пятая симфония Мендельсона оказалась Пятой, потому что увидела свет уже после смерти композитора, хотя была завершена еще в 1830 году. Ее называют «Реформационной», так как она была написана к 300-летию со дня представления Аугбургского исповедания — одного из ключевых документов в истории лютеранства. Финал Пятой симфонии вдохновлен хоралом «Господь — наш меч, оплот и щит», написанным Мартином Лютером.
Капризный сноб и любящий брат
«Он был одним из прекраснейших пианистов того времени, лучшим дирижером… Вероятно, лучшим органистом. Если бы он хотел, он бы стал одним из лучших скрипачей. Его слух был абсолютным, память — всеобъемлющей. К тому же он был гуманистом — культурным, начитанным, интересующимся поэзией и философией. Но он так и не реализовал свой потенциал в полной мере. Определенный консерватизм, эмоциональное торможение не давали ему достигнуть вершин», — писал о Мендельсоне музыковед Гарольд Шонберг.
Что же касается внешности и манер композитора, то Шонберг описывает Мендельсона как красивого и жизнерадостного молодого человека с изысканным выразительным лицом. Он был хорошо воспитан, но порой проявлял снобизм.
По свидетельствам современников, обратной стороной несомненного таланта композитора была его огромная самоуверенность. К тому же иногда он был нервозным, раздражительным и капризным, а как дирижер не отличался тактичностью и терпением по отношению к оркестру. При этом он увеличил число музыкантов в своем оркестре с 40 до 50 человек и запретил модную в то время практику прерывать симфонии интерлюдиями, не имеющими ничего общего с основным произведением.
Мендельсон был близок со своей старшей сестрой Фанни, которая тоже была музыкантом и весьма талантливым: однажды Феликс сказал, что она играет на фортепиано лучше него. Некоторые сочинения Фанни ее младший брат опубликовал под своим именем, поскольку в то время женщине было трудно стать профессиональным композитором. Судя по всему, и отец, и сам Феликс запрещали Фанни самостоятельно публиковать свою музыку. Тем не менее сестра была главным доверенным лицом Феликса Мендельсона.
В марте 1837 года композитор женился на дочери французского священнослужителя Сесилии Жан-Рено. У пары родились пятеро детей, но никто из них не пошел по стопам отца. О семейной жизни Мендельсона известно немногое, поскольку композитор с супругой ценили приватность, но, похоже, его брак был вполне счастливым.
Вернуть людям Баха
Мендельсон внес весомый вклад в музыку, не только сочиняя ее, но и занимаясь популяризацией произведений других композиторов. Будучи директором и дирижером Нижнерейнского фестиваля в Дюссельдорфе, а с 1835 года вплоть до своей смерти — дирижером оркестра Гевандхаус в Лейпциге, он продвигал малоизвестные произведения композиторов прошлого включая Георга Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, а также работы современников Роберта и Клары Шуман, Антона Рубинштейна и Йозефа Иоахима.
Именно Мендельсон открыл множество «утерянных» хоровых произведений Баха, которые хранили его потомки. Так Феликсу удалось возродить интерес публики к музыке эпохи барокко. В 1829 году Мендельсон дирижировал исполнением оратории Баха «Страсти по Матфею». Этот концерт состоялся при содействии актера и певца-баритона Эдварда Девринта. «Только подумать, лицедей и еврей вернули людям величайшее произведение христианской музыки!» — иронизировал композитор. Десять лет спустя Мендельсон управлял оркестром во время премьеры Девятой симфонии Франца Шуберта, известной как «Великая симфония».
В качестве приглашенного дирижера Феликс Мендельсон объездил всю Европу, а в 1843 году основал в Лейпциге консерваторию, повлияв тем самым на судьбы сотен музыкантов будущих поколений.
Дирижерские, преподавательские и административные обязанности лишили Мендельсона времени на сочинение музыки: в конце 1830-х — начале 1840-х годов он создал мало крупных произведений, сосредоточившись на камерной музыке и песнях без слов, которые представляли собой миниатюры для фортепиано. Последние он издал в восьми сборниках по шесть «песен» в каждом. Сам композитор объяснял, что одни и те же слова могут иметь разное значение для разных слушателей, тогда как музыка порождает в людях одинаковые чувства, которые нельзя выразить словами.
«Песни без слов», Тетрадь 4, Op. 53
В 1842 году Мендельсон нашел время, чтобы завершить упомянутую «Шотландскую» симфонию. Его Концерт для скрипки с оркестром, который многие рассматривали как первый шедевр романтической музыки в своем жанре, был завершен в 1844 году, а двумя годами позже в Бирмингеме, Манчестере и Лондоне была с больших успехом исполнена оратория «Илия», которую композитор не мог завершить много лет. Мендельсон запланировал шесть исполнений оратории в 1847-м, но судьба распорядилась иначе.
Концерт для скрипки с оркестром
«Моцарт XIX столетия»
В мае 1847 года в Лейпциге от инсульта умерла сестра композитора Фанни Мендельсон. Феликс был убит горем от этой потери. Он прервал свои выступления и отправился в Шотландию, вскоре он посвятил памяти сестры Струнный квартет №6, свое последнее крупное произведение. Смерть сестры подорвала его здоровье: Феликс все чаще страдал от головных болей. Первый инсульт он перенес сравнительно легко и отправился в Швейцарию на восстановление. Увы, в сентябре 1847 года его настиг второй инсульт, частично парализовавший композитора, а третий произошел 3 ноября. На следующий день Феликс Мендельсон скончался в возрасте 38 лет. Его похоронили в Берлине, рядом с сестрой.
В XX веке с его революционными событиями в музыке Мендельсона часто называли предсказуемым композитором «ограниченного диапазона». Такого мнения о нем некоторые музыковеды придерживаются и в наши дни. Действительно, музыку Феликса Мендельсона можно назвать понятной и трудно охарактеризовать по-настоящему новаторской и романтической. Однако современники считали иначе. Например, Рихард Вагнер говорил, что творения Мендельсона «чистые, гладкие и мелодичные, столь же совершенные по форме, как кристалл, и такие же холодные». В свою очередь Роберт Шуман однажды назвал Феликса Мендельсона «Моцартом XIX столетия».
Сегодня творчество рано ушедшего композитора ценится весьма высоко, его произведения звучат не только на свадьбах, а то, что раньше называли недостатками музыки Мендельсона, теперь представляется ее достоинствами.