Музеи с интерактивом — модное веяние. Однако первый такой музей был основан почти 400 лет назад. Все дороги ведут в Рим, а в Риме любой образованный человек должен побывать в Кирхериануме — считалось в XVII веке.
В декабре 1655 года Рим ликовал, встречая Кристину Шведскую. Повергнув в шок всю Европу, двадцатидевятилетняя королева перешла в католичество и отреклась от престола. Одна из самых умных и образованных женщин своего времени, Кристина знала восемь языков, прекрасно разбиралась не только в изящных искусствах, но и в естественных науках, серьезно изучала астрономию и анатомию и, по примеру английской королевы Елизаветы, решила не выходить замуж и окружила себя многочисленными фаворитами.
Среди главных достопримечательностей Рима, которые она желала осмотреть, был музей в здании Collegium Romanum, первого иезуитского университета. Это учебное заведение, основанное Игнатием Лойолой в 1551 году, сегодня мы знаем как Папский Григорианский университет. Музей при нем открылся менее чем за пять лет до приезда королевы, но уже успел стать известным даже за пределами Рима.
Принимал Кристину в стенах университета Афанасий Кирхер, главная знаменитость римского научного мира, чья слава достигла даже далекой снежной Москвы. Этот ученый и создал удивительный музей.
Человек-оркестр
Афанасий Кирхер занимался математикой, физикой, астрономией, оптикой, геологией, биологией, медициной, историей, археологией, лингвистикой, музыкой… Проще сказать, чем он не занимался. При этом он был священником-иезуитом. И здесь нет противоречия: в XVII веке орден Иисуса был одной из самых передовых в научном плане организаций.
Иезуиты давали множеству детей прогрессивное образование через систему школ и университетов по всему миру, от Китая до Чили. Поэтому Кирхера называют «первым всемирно известным ученым»: по его трудам постигали науки школьники и студенты во всех частях света, открытых европейцами к тому времени.
На момент знакомства с королевой Кристиной отец Афанасий уже прославился в разных областях знания. Пережив в марте 1638 года Калабрийскую катастрофу (извержения Этны и Стромболи, сопровождавшиеся страшным землетрясением), он буквально через несколько дней спустился на веревке в кратер Везувия, чтобы изучить лаву. Безумная экспедиция стала началом науки вулканологии: Кирхер разработал теорию устройства Земли, первым предположил, что у нее есть горячее ядро, понял природу вулканов и их связь с землетрясениями и цунами.
Однако главным его достижением тогда считалась расшифровка древнеегипетских иероглифов. По распоряжению папы в 1651 году на Пьяцца Навона, в самом центре Рима, появился один из самых знаменитых фонтанов города — фонтан Четырех Рек, созданный по проекту Джованни Лоренцо Бернини. Его венчал египетский обелиск, транспортировкой и установкой которого занимался Кирхер.
Ученый также сочинил трактат, где истолковывал надписи на обелиске. Правда, позже выяснилось, что его прочтение оказалось неверным, и прошло еще 170 лет, прежде чем иероглифы по-настоящему расшифровал Франсуа Шампольон. Но в 1651 году предложенный Кирхером метод казался современникам поразительным открытием.
Тот год вообще стал очень удачным для отца Афанасия: он прославился после установки обелиска был в милости у папы, подружился с Бернини. Наконец, создал музей, который стали называть по его имени: Кирхерианум.
Рождение музея
Практически с первых дней в Collegium Romanum появилась научная коллекция. Сначала она ограничивалась в основном астрономическими инструментами Кристофа Клавия — создателя римской обсерватории и руководителя реформы 1582 года, в результате которой мир перешел на новый, григорианский календарь.
Профессора математики и естественных наук постепенно добавляли экспонаты. После того как эту должность занял Кирхер, он дополнил собрание собственной коллекцией находок и изобретений. Кроме того, разные диковины присылали ему и братья-иезуиты из далеких стран, ведь орден направлял миссионеров по всему свету.
Это обширное собрание расположилось в помещениях, отведенных профессору Кирхеру для работы и жилья. Но когда коллегия получила в наследство от аристократа Альфонсо Доннини крупную коллекцию античных предметов, окаменелостей, произведений искусства и манускриптов, стало ясно: нужны залы побольше. На втором этаже здания собранию ценностей выделили галерею, а отцу Афанасию поручили организовать продуманную экспозицию всех этих сокровищ. Кирхер подошел к делу не только основательно, но и по-новаторски.
XVII столетие называют веком кунсткамер: многие богатые и просвещенные правители собирали предметы искусства, доспехи, древности, природные диковинки, научные инструменты. Некоторые даже выставляли их для публики. Однако все это были сугубо частные коллекции, созданные для удовлетворения тщеславия, демонстрации власти и богатства, с целью поразить зрителя.
Музей Кирхера, конечно, тоже должен был демонстрировать мощь ордена иезуитов, однако в оформлении и подаче экспозиции были два важных отличия. Прежде всего, Кирхерианум может считаться первым в Европе научным музеем в современном смысле этого слова. Его коллекции служили и просвещению посетителей, и изысканиям ученых. Второе важное отличие: разрозненные собрания объединяла общая концепция, воплощенная в том числе и в художественном оформлении залов.
Кирхерианум был задуман и подан как модель целой Вселенной — какой ее представляли мыслители того времени, и прежде всего сам отец Афанасий.
По последнему слову науки
Наука в век, когда был основан Кирхерианум, активно развивалась во всех направлениях. В одном только 1651 году, от которого отсчитывают историю музея, врач Уильям Гарвей сформулировал единый принцип «Все живое — из яйца», заложив основы эмбриологии; астроном Джованни Баттиста Риччоли опубликовал первую подробную карту Луны, где дал имена деталям ее рельефа — те самые, многими из которых мы пользуемся и сегодня; а философ Томас Гоббс написал главный труд эпохи по теории образования государства — «Левиафан».
Кирхер, интересовавшийся всеми областями знания сразу, не только структурировал обширное и разнообразное собрание — экспонаты в его музее не лежали в витринах мертвым грузом, а стали объектом изучения. С ними активно работал и сам отец Афанасий, и его студенты, и приезжие исследователи (точно так же, как в современных музеях специалисты работают с окаменелостями динозавров, мумиями, древними манускриптами, монетами и т. д.).
Все предметы систематизировались в соответствии с тогдашними представлениями об устройстве мира. Более того, часть экспозиции была, как сегодня говорят, интерактивной: в ходе экскурсий демонстрировались оптические эксперименты с зеркалами и проекциями, опыты со звуком, магнетизм, диковинные механизмы, работа с научными инструментами.
Важную роль в презентации экспонатов отец Афанасий отводил объяснению физических законов и процессов, принципов действия разнообразных устройств. Кирхер привык растолковывать такие вещи еще с тех пор, как много лет назад его едва не обвинили в колдовстве после представления с оптическими и пиротехническими фокусами, устроенного для вельмож архиепископа Майнца.
Только теперь он стремился объяснить, как все работает, не из страха, вполне понятного в эпоху охоты на ведьм, а просвещения ради. В этом смысле Кирхерианум уподоблялся александрийскому Мусейону III века до н. э. — святилищу муз, ставшему научным центром.
Музей не был открыт в любое время для любого человека — желающим необходимо было условиться об экскурсии с Кирхером или его помощниками. Общедоступными и действительно публичными музеи стали только с середины XVIII века, а многие маленькие собрания и сегодня открыты лишь в определенные дни или по предварительной договоренности. Но что важно, в Кирхерианум пускали не только высокопоставленных гостей, таких, как королева Кристина, а в принципе всех, кто интересовался наукой.
Первый музей
Что считать первым в мире музеем — на этот вопрос нельзя дать четкого ответа. Александрийский Мусейон, от названия которого произошел современный термин «музей», был своего рода научным центром античного мира, с библиотекой и собранием произведений искусства.
Начало знаменитым Капитолийским музеям положила коллекция статуй античных богов, переданная папой Сикстом IV в дар «народу Рима» в 1471 году. На звание первого музея могла бы претендовать и кунсткамера Венского Хофбурга, для которой император Фердинанд I в 1558–1563 годах впервые выстроил отдельное здание.
В 1570–1571 году эрцгерцог Фердинанд Тирольский, сын императора Фердинанда I, создал на территории замка Амбрас под Инсбруком целый комплекс строений (Unterschloss), где разместил свою коллекцию предметов искусства, доспехов и диковинок. Сейчас в замке Амбрас располагается Музей искусств, и часть его экспонатов сохранилась из коллекций XVI века.
В наши дни администрация замка Амбрас называет первым в мире музеем именно его. Тому есть три причины:
Во-первых, еще при жизни эрцгерцога Амбрас стали именовать словом museum и начали водить по нему экскурсии — естественно, не общедоступные, такой чести удостаивались лишь гости самого Фердинанда Тирольского.
Во-вторых, именно собрание диковинок эрцгерцога впервые стали называть кунсткамерой (точнее, Kunst und Wunderkammer).
А в-третьих, — это самое старое уцелевшее до нашего времени здание, построенное именно для хранения экспонатов.
Экскурсия для королевы
Когда 18 января 1656 года Кристина Шведская прибыла в Collegium Romanum, встречать ее выстроились все профессора. Они произнесли длинные речи на разных языках, а затем Кирхер повел ее в музей.
Что же демонстрировал отец Афанасий почетной гостье? Пять сводов галереи украшали фрески с изображениями пяти элементов — воды, земли, огня, воздуха и небесного эфира, — разделяя помещение на тематические зоны. Именно так наука представляла себе тогда устройство мира: все существа и вещества суть комбинации пяти элементов. В «огненном» отделе была огненная саламандра, в «воздушном» — летучая рыба, в «водном» — фонтаны и т. д.
Музей отображал Вселенную во всем многообразии. В том числе его экспозиция охватывала несколько эпох истории материальной культуры. В отделе с древнеегипетской коллекцией королева Кристина увидела статуэтки богов, макеты найденных в Риме обелисков, папирусы и даже мумии.
Среди экспонатов античной — греческие статуи, монеты разных периодов, предметы обихода. Было в музее и множество не столь древних редкостей: картин, манускриптов, религиозных и бытовых предметов из Африки, Азии, Америки — например, коллекция разнообразной обуви со всего света.
О мире природы высокой гостье многое рассказали чучела животных из далеких стран (с потолка свисал даже крупный броненосец из Аргентины), образцы растений, раковины, окаменелости…
Но сильнее всего поражали, пожалуй, приборы и механизмы — удивительная научная техника, которую Кирхер, без сомнения, демонстрировал и королеве. Laterna magica — «волшебный фонарь», проектор эпохи барокко; камера-обскура; усиливающий звуки мегафон; гидравлические и пневматические автоматы; хитроумные механические часы — чего только не было в этих залах.
В Кирхериануме любой мог посмотреть в телескоп и микроскоп, понаблюдать, как действуют магниты. Оптика и изучение магнетизма, входящие сегодня в школьный курс физики, в те времена считались самыми передовыми сферами научных исследований. Как и микроскопия.
Приборы для многократного увеличения были изобретены еще в XVI веке, а в 1665 году натуралист Роберт Гук опубликовал ключевой труд «Микрография», в котором впервые ввел термин «клетка».
По сути Кирхерианум был слепком всей науки середины XVII столетия, то есть доньютоновской эпохи (Ньютону в 1656 году всего 13–14 лет). Именно этим музей так ценен для историков.
Отец Афанасий до предела развил идею интерактивности, смешивая научный подход с впечатляющими публику фокусами. В музее Кристина Шведская увидела один из «гвоздей программы»: говорящую статую Дельфийского оракула с вращающимися глазами. Причем не только увидела, но наверняка и поговорила с этим экспонатом.
Вещал из статуи через скрытую трубу, проведенную в соседнюю комнату, помощник Кирхера, отвечая на разные, даже самые заумные вопросы. Большой интерес у посетителей вызывал полностью зеркальный ящик, куда клали монету и наблюдали, как она многократно «размножается».
Но стоило рукам потянуться к золоту, как выяснялось, что его нельзя даже потрогать. Аттракцион демонстрировал не только законы оптики, но и человеческий порок алчности, и иллюзорность мирских богатств. Показали королеве Кристине и «растительного феникса»: растение в стеклянном сосуде, которое восставало из собственного пепла и расцветало. И хотя Кирхер объяснял коллегам его секрет, историки до сих пор гадают, что же это было.
* * *
После Кристины Шведской в Кирхериануме побывало множество важных персон. Однако после смерти Кирхера в 1680 году музей стал приходить в упадок. А с ликвидацией в 1773 году ордена иезуитов Кирхерианум и вовсе закрыли.
Когда в 1814 году орден возродился, музей восстановили, но в 1915-м упразднили снова, уже окончательно. Сегодня о первом в Европе научном музее напоминают лишь здание Collegium Romanum да отдельные экспонаты, перекочевавшие в другие собрания.
Фото: WELLCOME COLLECTION; LOS ANGELES COUNTY MUSEUM OF ART; ZAIRON / CC BY-SA 4.0; WELLCOME COLLECTION; SKOKLOSTERS SLOTT