Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Модный приговор: зачем дочь Петра I переодевала женщин в мундиры, а мужчин — в платья

Главная модница среди российских правителей заставила придворных разделить ее увлечения

4 октября 2022Обсудить

В 1741 году в Российской империи произошел дворцовый переворот, приведший к власти дочь Петра Великого. Елизавета Петровна была известна своей страстью к увеселительным мероприятиям и модным нарядам, и это увлечение сказалось на ее дворе.

Модный приговор: зачем дочь Петра I переодевала женщин в мундиры, а мужчин — в платья
Конный портрет Елизаветы Петровны, приписываемый художнику Георгу Преннеру. «Веселая царица была Елисавет: поет и веселится, порядка только нет», — написал в XIX веке Алексей Толстой
Источник:
ART Collection / Alamy via Legion Media

Ревнивая государыня

Императрица Елизавета запомнилась современникам как противоречивая женщина. С одной стороны, она была милосердной, набожной и сентиментальной, с другой — упрямой и очень ревнивой. Особенную ревность Елизавета Петровна испытывала к чужому успеху, а собственные неудачи переживала крайне тяжело.

На шестой год правления императрицы придворные дамы в полной мере ощутили на себе ее вспыльчивость. В 1747 году Елизавета Петровна стала жертвой модных экспериментов. Из-за границы ей привезли новую пудру для волос, которая в действительности больше напоминала клей. Крепко слипшуюся прическу государыни было невозможно ни разобрать, ни промыть. Елизавете Петровне оставалось лишь коротко подстричься, и приказать фрейлинам последовать ее примеру.

Требование императрица закрепила отдельным указом — «Волосяным установлением». В нем было сказано, что все придворные дамы должны срочно отрезать свои косы, а до тех пор, пока волосы не отрастут, носить дешевые черные парики и не покрывать их пудрой. Лишь паре своих любимиц Елизавета Петровна разрешила не расставаться с прической, но тщательно прятать ее на людях, чтобы выглядеть менее привлекательно.

Все лучшее — царице

Изысканные наряды волновали императрицу не меньше, чем серьезные государственные дела. Когда в порт Санкт-Петербурга приходили корабли из Европы, груженые заранее заказанными для Елизаветы Петровны платьями, доверенные лица государыни должны были немедленно забирать их. Императрица опасалась, что раньше нее новинки увидит и захочет повторить кто-нибудь из знатных дам.

В 1753 году Елизавету Петровну постигла очередная модная неудача. В пожаре сгорело около четырех тысяч ее платьев. Впрочем, сгинувшие в огне корсеты и юбки составляли меньшую часть царского гардероба — все вещи Елизаветы занимали тридцать помещений в Зимнем дворце. Императрица не только не надевала одно и то же платье дважды, но и постоянно меняла наряды во время бала.

Модный приговор: зачем дочь Петра I переодевала женщин в мундиры, а мужчин — в платья
На парадных портретах Елизавета Петровна чаще всего изображена в пышных белых платьях с золотистыми или серебряными цветами. Однако порой она предпочитала более дерзкие образы. Спустя три месяца после своего прибытия в Москву на коронацию императрица, по воспоминаниям современников, успела примерить наряды всех стран мира. Любила она и примерять на себя военный мундир. Облаченная в него, Елизавета и пришла к власти, выступив перед солдатами Преображенского полка
Источник:
incamerastock / Alamy via Legion Media

Бал наоборот

Елизавета Петровна в течение нескольких лет регулярно устраивала довольно экзотическое мероприятие: зная, что лично ей очень идут мужские костюмы, она организовала «балы метаморфоз», дресс-код которых был таким: мужчинам — платья, женщинам — мундиры.

Восторгов государыни от такой затеи большинство подданных не разделяло. Тем временем Елизавета примеряла на себя то форму казачьего гетмана, то одежду французского мушкетера, то тельняшку и брюки голландских матросов. Отказаться от приглашения на «бал метаморфоз» — значило нанести императрице личное оскорбление. 

Облачившись в необычные для них костюмы, приглашенные на «бал метаморфоз» обязаны были соблюдать и цветовой дресс-код: никакого черного, только яркие оттенки дорогих тканей, украшенных блестящими пуговицами и драгоценными камнями. Один гость мог нести на себе драгоценности стоимостью в десятки тысяч рублей — для середины XVIII века эти суммы огромны.

От наглых мушек до пудренных шкафов

Во что же предстояло нарядиться гостям «балов метаморфоз»? Женское платье елизаветинской эпохи состояло из юбки и лифа — причем, не всегда одного материала. Поверх них надевали два платья; верхнее — с глубоким вырезом. Юбка держалась на фижмах — каркасе из ивовых прутьев, тростника или китового уса.

Обязательным элементом гардероба считался корсет. Он помогал держать осанку и едва ли не вдвое уменьшал талию. Самыми модными при Елизавете Петровне были платья «роброн» с укороченным рукавом «три четверти». Их шили из парчи, бархата или узорного шелка.

Дополнить образ можно было мушками, которым давали разные названия. Мушка на носу называлась «наглой», над верхней губой — «кокетливой», а на лбу — «величественной». Другой распространенный аксессуар тех лет — табакерки, причем даже для тех, кто не курил. Табакерки носили с собой как юные девушки, так и почтенные старцы.

Самой необычной частью образа порой становились «блошиные ловушки». Так назывались небольшие трубочки из слоновой кости, внутрь которых заливали мед или другую сладкую жидкость, привлекающую незваных насекомых.

Модный приговор: зачем дочь Петра I переодевала женщин в мундиры, а мужчин — в платья
Источник:
The Picture Art Collection / Alamy via Legion Media

Мужской костюм был проще. Он состоял из рубашки с жабо или шейным платком, кафтана или камзола, коротких штанов до колена и плотных чулок. На поясе полагалось носить шпагу.

Сложность причесок для придворных мужчин почти не уступала женской. Кудри на париках приходилось завивать по два часа. Наносить на волосы белую или нежно-сиреневую пудру надлежало всем. У самых зажиточных представителей дворянского сословия были специальные шкафы, куда они заходили, оставляя открытыми только волосы. Хитрое устройство помогало не испачкать лицо или одежду во время припудривания.

Испытание для придворных

Будущая императрица Екатерина II, прибывшая в Россию из немецкого княжества на правах невесты племянника Елизаветы Петровны, упоминала «балы метаморфоз» в мемуарах. По ее словам, Елизавета была полной, но статной, поэтому ей как никому другому шла военная форма. Другие женщины, напротив, выглядели несчастными, надев стыдные для них брюки и отказавшись от каблуков.

При этом повторять образы императрицы было строжайше запрещено. За копирование Елизавета Петровна прилюдно отчитывала фрейлин и с позором отлучала их от двора, а иной раз могла даже отвесить провинившейся оплеуху. С годами ситуация усложнялась. Стареть Елизавета Петровна решительно не желала и болезненно воспринимала изменения в своей внешности.

Модный приговор: зачем дочь Петра I переодевала женщин в мундиры, а мужчин — в платья
Никита Бекетов (1729-1794)
Источник:
Wikimedia Commons

Однако больше всего доставалось мужчинам-придворным. Их Елизавета Петровна заставляла наряжаться в пышные юбки и туго стягивать талии корсетами. В Зимнем дворце она повелела устраивать спектакли с участием выпускных кадетских корпусов, раздавала кадетам женские роли и сама придумывала для них сценические образы. Во время подготовки такого спектакля она встретила одного из своих фаворитов — Никиту Бекетова.

Недовольство «балами метаморфоз» подданные императрицы скрывали. Биограф Елизаветы Петровны Казимир Валишевский писал, что дамы молчали, но «страдали страшно», а мужчины (особенно, пожилые) с самого утра пребывали в плохом настроении, зная, что вечером им предстоит надеть корсеты и юбки с фижмами. Лишенные энтузиазма лица гости балов скрывали за специальными масками.

После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году «балы метаморфоз» больше не устраивали, но костюмированные приемы долгие годы оставались популярными среди монархов. Последний такой бал в Российской империи прошел в 1913 году: по случаю трехсотлетия династии Романовых, гости облачились в костюмы допетровской эпохи.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения