Музыка в кино значительно влияет на восприятие зрителем фильма. Она создает определенную атмосферу картины, передает настроение сцен, нагнетает драматизм, помогает сопереживать героям, заставляет испытывать вместе с ними эмоциональные падения и взлеты. Композитор Алексей Ященко (творческий псевдоним AlexGrohl) по нашей просьбе привел краткий экскурс в историю киномузыки, а также сделал профессиональный разбор пяти важнейших саундтреков нашего времени.
Начало кинематографа: немое кино (1890-е — 1920-е годы)
Когда кинематограф только появился, фильмы были немыми, и музыка играла важнейшую роль в их сопровождении. Поначалу исполняли ее пианисты или органисты, которые импровизировали или играли заранее подготовленные композиции во время показа фильма. Музыка в этот период выполняла несколько функций: создавала настроение и атмосферу, подчеркивала действие на экране и эмоции героев, а также и заглушала шум проектора.
К 1910-м годам в крупных кинотеатрах стали использовать целые оркестры. Специально для фильмов партитуры стали писать композиторы: например, Камиль Сен-Санс создал первый в истории саундтрек для фильма «Убийство герцога де Гиза» (1908).
Золотой век Голливуда: звуковое кино (1930-е — 1950-е годы)
С появлением звукового кино в конце 1920-х годов роль музыки в кино значительно изменилась. Она стала неотъемлемой частью звуковой дорожки фильмов. В этот период начали появляться крупные студии с оркестрами, и саундтреки стали более сложными и интегрированными в повествование фильма.
Композиторы, такие, как Макс Штайнер («Унесенные ветром»), Эрих Вольфганг Корнгольд («Приключения Робин Гуда») и Бернард Херрманн («Психо»), заложили основы для оркестровой музыки в кино. Их работы отличались мелодичностью и драматичностью, что стало характерной чертой классических голливудских фильмов.
Новая волна и экспериментальная музыка (1960-е — 1970-е годы)
В 1960-х и 1970-х годах в киномузыке произошли значительные изменения. Режиссеры начали экспериментировать с различными музыкальными стилями и жанрами. В этот период стали популярными поп- и рок-музыка в кино, например, саундтрек Саймона и Гарфанкела к фильму «Выпускник» (1967), вышедший отдельным альбомом.
Композиторы, такие, как Эннио Морриконе, начали вводить в свои работы элементы народной музыки и авангарда. Его саундтреки к фильмам Серджио Леоне стали культовыми благодаря своему уникальному звучанию и использованию нетрадиционных инструментов.
Современная киномузыка (1980-е — настоящее время)
С развитием технологий и появлением цифровых инструментов и компьютерной графики музыка в кино также эволюционировала. Композиторы стали использовать электронные инструменты наряду с традиционными оркестровыми.
Джон Уильямс прославился своими эпическими саундтреками к фильмам циклов «Звездные войны», «Индиана Джонс» и «Гарри Поттер». Его работа отличается использованием лейтмотивов и сложных оркестровок, что стало образцом для многих композиторов.
Ханс Циммер известен своими инновационными подходами к созданию звуковых дорожек, включая использование синтезаторов и компьютерной обработки. Его работа над фильмами «Гладиатор», «Начало», «Темный рыцарь» показала, как электронные элементы могут интегрироваться в оркестровые композиции.
Какую эволюцию претерпела музыка для кино
С течением времени музыка для кино претерпела множество изменений:
Технологический прогресс: Переход от живых оркестров к синтезаторам и цифровым инструментам.
Стили и жанры: Расширение палитры музыкальных стилей, используемых в кино, включая рок, поп, джаз, электронную музыку и фольклор.
Роль музыки: Музыка стала не только сопровождением, но и самостоятельным элементом повествования, который может существенно влиять на восприятие фильма зрителями.
Глобализация: Возросшее влияние мировой музыки и интеграция различных культурных элементов в саундтреки.
Сегодня музыка в кино продолжает развиваться, адаптируясь к новым технологиям и эстетическим требованиям. Композиторы экспериментируют с новыми формами и стилями, создавая уникальные музыкальные полотна, которые усиливают эмоциональное воздействие фильмов. Рассмотрим, как различные музыкальные техники влияют на эмоциональное состояние зрителя, а также приведем примеры известных фильмов и проанализируем их музыкальное сопровождение.
«Имперский марш» («Тема Дарта Вейдера»)
Композитор Джон Уильямс, 1980
«Имперский марш», написанный Джоном Уильямсом для второго фильма франшизы «Звездные войны», — одна из самых узнаваемых и популярных музыкальных композиций в истории кино. Этот мощный и драматичный саундтрек играет ключевую роль в восприятии фильма и помогает сформировать образ главного злодея. Тяжелая, прямолинейная мелодия труб вкупе с маршевым ритмом задает атмосферу надвигающегося несчастья и ужаса.
Имперский марш имеет четкий, строгий ритм с акцентом на каждую долю. Такой ритм ассоциируется с военным шагом, вызывает ассоциации с военной мощью и дисциплиной. Он исполняется медными духовыми инструментами (трубы, тромбоны, валторны) и ударными (барабаны, литавры). Медные духовые инструменты производят мощные и резкие звуки, которые могут восприниматься как агрессивные. Ударные инструменты добавляют ритмическую структуру и усиливают ощущение напряжения и опасности. Гармония Имперского Марша строго минорная, что вызывает у слушателя чувства тревоги и беспокойства.
Четкий ритм, доминирующие медные духовые инструменты, мрачная мелодия и аккорды — все это делает композицию идеально подходящей для воплощения силы угрозы Империи и зловещего портрета Дарта Вейдера. Кстати, есть любопытная теория о том, что Джон Уильямс вдохновлялся Траурным маршем Фридерика Шопена, и можно услышать сходство, если ускорить музыку Шопена на 75%
My Heart Will Go On («Мое сердце будет биться дальше»)
Композитор Джеймс Хорнер, 1997
Саундтрек к фильму «Титаник» использует оркестровую музыку и вокальные партии, чтобы передать романтическую и трагическую атмосферу. Песня My Heart Will Go On стала символом фильма и вызывает у зрителей сильные эмоции, связанные с любовной историей главных героев.
Гармония, построенная на медленных переходах между аккордами, создает ощущение бесконечности, плавности повествования и умиротворения. Вкупе с вокальной мелодией, которая медленно растекается по музыкальному полотну, она вызывает у слушателя ощущение чего-то большого и величественного. Мягкая и меланхоличная мелодия флейты помогает создает атмосферу ностальгии и грусти, что помогает зрителю лучше понять и прочувствовать основной посыл фильма.
Саундтрек к фильму «Интерстеллар»
Композитор Ханс Циммер, 2014
Ханс Циммер в «Интерстелларе» использует орган и симфонический оркестр для создания эпической и философской атмосферы. Звуки органа в ключевых моментах фильма усиливают ощущение бескрайности космоса и неизведанных тайн, добавляют дополнительный философский контекст, подчеркивая темы времени, судьбы и человеческого существования. Частое повторение простых мелодических фраз и аккордов создает гипнотический эффект и усиливает восприятие времени и пространства.
Смешивание оркестровых, органных и электронных звуков — нехарактерная черта для современной музыки, это звучит необычно, как что-то не совсем из нашего мира. Лирические темы, исполняемые на пианино, отсылают к человеческой, семейной истории, сопровождают эмоциональные моменты, создают ощущение уязвимости и искренности. А электронные звуки и синтезаторы помогают подчеркнуть технологические и научные аспекты сюжета.
Саундтрек к фильму «Бёрдмэн»
Композитор Антонио Санчес, 2014
Фильм «Бёрдмэн» — о человеке, давно пережившем свой момент славы и отчаянно пытающемся найти себя в новом мире, в котором ему снова нужно подниматься с самого дна. Здесь звучит уникальный саундтрек, состоящий почти исключительно из джазовых импровизаций на барабанах. Для таких импровизаций характеры очень быстрые партии, множество ударов, которые на первый взгляд звучат достаточно хаотично. Но это хаос и неопределенность, с которыми сталкивается герой, ощущение безумия и давления, которое он испытывает.
Множественные удары барабанов воплощают шум от мыслей, сомнений, рефлексии героя в его голове, подчеркивают его нестабильное эмоциональное состояние и чувство неуверенности. Важно заметить, что ритм и плотность партии ударных постоянно меняется. В определенные моменты фильма ритмы становятся более размеренными, что дает зрителю возможность ощутить облегчение вместе с персонажем. Когда же нужно увеличить напряжение, барабанные партии ускоряются и снова становятся похожими на шум, создавая атмосферу беспокойства и ожидания.
Lux Aeterna, «Реквием по мечте»
Композитор Клинт Мэнселл, 2000
Пожалуй, самый трагичный и драматический саундтрек из всех существующих, мастерски создающий чувство безысходности и отчаяния, — композиция Lux Aeterna, лейтмотив фильма «Реквием по мечте», в котором судьбы героев катятся под откос.
Главная мелодия опирается на 9-ю и 10-ю ступени минорного лада. Это именно те ноты, которые создают драматическое настроение в музыке. Между ними всего один полутон — использование таких интервалов помогает создать более драматическое и даже трагическое звучание, а медленный темп и отрывистые ноты усиливают грусть и меланхолию. Но постоянно увеличивающаяся динамика музыки создает ощущение нарастающего напряжения и тревоги. Благодаря этим элементам музыка делает моменты личного краха персонажей еще более тяжелыми, отражает их прогрессирующую деградацию и усиливает чувство неизбежности.