«Вы и если люди будущего — сегодняшние школьники, студенты 70-х годов, специалисты 80-х, доктора и академики XXI века. Вам предстоит пользоваться всеми открытиями нашего поколения ученых, предстоит завершить все, что мы задумали, затеяли и не довели до конца. Именно вам вручим мы перечень наших надежд, планы наших открытий».
(Детская энциклопедия. Том 03, Вещество и энергия — 1966 г.)
«Вы будете исполнителями и одновременно редакторами: кое-что вычеркните как устаревшее, ненужное, ошибочное; остальное (главное!) осуществите. Едва ли можно предугадать, что именно вы откроете. Но к чему вы должны стремиться и какие задачи выполнять — это можно сказать и нужно».
(Детская энциклопедия. Том 03, Вещество и энергия — 1966 г.)
«Главная задача общеизвестна: сделать счастливыми человечество и самих себя, дать максимальное количество благ максимальному числу людей, практически — всем. Это и означает осуществить принцип коммунизма „каждому — по потребностям, от каждого — по способностям“. Надо будет удовлетворить все материальные и все духовные потребности каждого человека».
(Детская энциклопедия. Том 03, Вещество и энергия — 1966 г.)
Коммунизм как таковой, был недостижим при уровне научно-технического прогресса XX века, тем более в отдельно взятой России, и это ясно осознавалось лидерами государства, которые постоянно отодвигали дату предполагаемого прихода к эре всеобщей справедливости и изобилия.
Справка
Сграффи́то (итал. sgraffito), или граффи́то (итал. graffito — процарапанный), — техника изображения и разновидность декорирования, которая заключается в нанесении на основу, например кирпичную стену, двух и более различных по цвету слоёв кроющего материала (цемента, штукатурки) с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку.
Сграффито следует отличать как от техники росписи, так и от мозаики. Толщина слоёв сграффито обычно не превышает 1 см, что для глаза почти незаметно. Столь малая рельефность не позволяет отнести эту технику и к рельефному изображению. Она вполне самобытна, относительно проста, не требует особых затрат и незаменима во влажном климате, если речь идёт о декорировании наружных стен зданий, где непригодны традиционные фресковые росписи.
Единственной возможностью прийти к желаемым преобразования общества было ускорение научно-технического прогресса. А ускорить его можно лишь за счет воспитания армии ученых, популяризации научных идей среди широких слоев населения.
В решении этой задачи партии пришли на помощь советские художники-монументалисты, воспевавшие в своих произведениях труд ученых.
Одним из наибольших успехов и гордостью советского государства было развитие атомной энергетики, так что ученые в монументальном искусстве изображаются сверхчеловеками, обуздавшими силу атома.
Самыми известными и впечатляющими примерами подобного творчества являются, например, мозаики в здании МИФИ, на одной из которых рука держит за узду строптивого коня, символизирующего энергию атома.
Помимо атома, главными атрибутами ученых в монументальном искусстве выступали перфоленты, электронно-вычислительные машины, колбы, математические формулы, микроскопы и многое другое.
Фото: Арсений Котов, если не указано иное
Отрывок из книги Арсения Котова «Монументальное искусство СССР». М.: Издательство АСТ, 2022.
Читайте книгу целиком
Арсений Котов — документалист советского монументального искусства XX века. В книге собраны его фотографии советского монументального искусства — мозаик, рисунков, сграффито, витражей и фресок, которыми нередко украшали здания в советское время.
Читайте отрывки из других книг Арсения Котова, а также самые интересные подборки книг в «Библиотеке «Вокруг Света»
Жизнь народов бывшего СССР претерпела колоссальные изменения, множество зданий и целых городов оказалось покинуто. Путешественник Арсений Котов побывал на заброшенных космических объектах
Эти малоизвестные достопримечательности заинтересуют любителей архитектуры и нетривиальных путешествий по бывшему СССР: 7 заброшенных мест, которые сохранили следы советского прошлого