Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) по праву считается одним из ведущих русских маринистов и мастером пейзажной живописи второй половины XIX века, но широкой публике его работы почти неизвестны, в отличие от картин Ивана Айвазовского. А между тем, будучи новатором в области живописной техники, Боголюбов обладал высоким авторитетом в европейской среде, считался своим среди барбизонцев и художников Дюссельдорфской школы.
О том, как правильно смотреть на картины мастера, Vokrugsveta.ru рассказала главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи Светлана Усачёва.
Картина «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»
Холст, масло 229 х 380
1866 год
Ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
Бывший офицер флота и знаток кораблей, Алексей Боголюбов служил художником Главного морского штаба и воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. Здесь он выступал, прежде всего, документалистом, чуждым романтических эффектов и блеска ярких красок, присущих полотнам того же Айвазовского.
Не случайно Боголюбова называют историографом российского флота — живописец создавал художественные реконструкции морских баталий на основе документов, карт, планов, реляций командующих, изображая, при этом, подлинные ландшафты, где происходили события. Документальный характер полотен позволяет воочию проследить ход сражений и представить во всех деталях облик старинных парусных кораблей.
Картина Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» принимала участие во Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Давайте посмотрим на нее внимательнее.
1. Флаги. Картина входит в серию «Петровские морские походы», выполненную Боголюбовым по заказу императора Александра II. Художник изобразил одно из судьбоносных морских сражений между русским и шведским флотами во время Северной войны (1700–1721). Победа в сражении при Гренгаме окончательно утвердила позиции России в Балтийском море.
2. Галеры. В центре картины русские галеры окружили фрегаты шведской эскадры вице-адмирала Карла Георга Шёблада. Сражение происходит в узком шхерном проливе, где большие корабли шведов оказались беспомощны против русского гребного флота. В разгаре абордажный бой.
3. Доски. На переднем плане видны доски от кормы флагманского линейного корабля. Изображая детали сражения, Боголюбов использовал гравюру петровской эпохи работы Алексея Зубова и текст донесения князя Михаила Голицына графу Федору Апраксину: «А достальные вицадмиральской корабль и протчие ретировались, аднако ж по возможности гнали и от вицадмиральского корабля от кормы видели в воде доски».
4. Море. Современники отмечали достоверность передачи Боголюбовым в картине морской стихии: «Он рисует хорошо, умеет разнообразить свои эффекты, страстно ищет света, искусно передает если не прозрачность, то колыхание волн».
5. Небо. Боголюбов был признан современниками как искусный живописец, передающий сложные оттенки неяркого «серого» колорита и влажную морскую атмосферу.
ХУДОЖНИК
Алексей Боголюбов
Родился 16 марта 1824 года в селе Померанье бывшей Новгородской губернии.
1841 год — окончил Морской кадетский корпус в звании мичмана.
1849 год — отправился в числе офицеров корабля «Камчатка» на Мадейру.
1850–1853 годы — учился в Императорской Академии художеств. Окончил ее с золотой медалью 1-го достоинства и был назначен художником Главного морского штаба.
1860 год — получил звание профессора живописи.
1861 год — по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря.
1864 год — выполнил аналогичный атлас берегов Финского залива.
1870–1871 годы — проводит в Париже и, получив заказ, занимается росписью русской посольской церкви.
1885 год — основал в Саратове рисовальное училище и Художественный музей имени А.Н. Радищева.
С 1873 года жил в Париже, только изредка навещая Россию.
7 ноября 1896 года — скончался во Франции. Ныне прах художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.