Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Морской бой в красках: 5 деталей картины Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»

В XIX веке не было фильмов-катастроф, но благодаря художникам публика могла увидеть сцены морских баталий и славные победы российского флота

1 марта 2024Обсудить

Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) по праву считается одним из ведущих русских маринистов и мастером пейзажной живописи второй половины XIX века, но широкой публике его работы почти неизвестны, в отличие от картин Ивана Айвазовского. А между тем, будучи новатором в области живописной техники, Боголюбов обладал высоким авторитетом в европейской среде, считался своим среди барбизонцев и художников Дюссельдорфской школы.

О том, как правильно смотреть на картины мастера, Vokrugsveta.ru рассказала главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи Светлана Усачёва.

Морской бой в красках: 5 деталей картины Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»
Источник:

Государственный Русский музей

Картина «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»
Холст, масло 229 х 380
1866 год
Ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

Бывший офицер флота и знаток кораблей, Алексей Боголюбов служил художником Главного морского штаба и воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. Здесь он выступал, прежде всего, документалистом, чуждым романтических эффектов и блеска ярких красок, присущих полотнам того же Айвазовского.

Не случайно Боголюбова называют историографом российского флота — живописец создавал художественные реконструкции морских баталий на основе документов, карт, планов, реляций командующих, изображая, при этом, подлинные ландшафты, где происходили события. Документальный характер полотен позволяет воочию проследить ход сражений и представить во всех деталях облик старинных парусных кораблей.

Картина Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» принимала участие во Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Давайте посмотрим на нее внимательнее.

Морской бой в красках: 5 деталей картины Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»
Источник:

Государственный Русский музей

1. Флаги. Картина входит в серию «Петровские морские походы», выполненную Боголюбовым по заказу императора Александра II. Художник изобразил одно из судьбоносных морских сражений между русским и шведским флотами во время Северной войны (1700–1721). Победа в сражении при Гренгаме окончательно утвердила позиции России в Балтийском море.

Морской бой в красках: 5 деталей картины Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»
Источник:

Государственный Русский музей

2. Галеры. В центре картины русские галеры окружили фрегаты шведской эскадры вице-адмирала Карла Георга Шёблада. Сражение происходит в узком шхерном проливе, где большие корабли шведов оказались беспомощны против русского гребного флота. В разгаре абордажный бой.

Морской бой в красках: 5 деталей картины Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»
Источник:

Государственный Русский музей

3. Доски. На переднем плане видны доски от кормы флагманского линейного корабля. Изображая детали сражения, Боголюбов использовал гравюру петровской эпохи работы Алексея Зубова и текст донесения князя Михаила Голицына графу Федору Апраксину: «А достальные вицадмиральской корабль и протчие ретировались, аднако ж по возможности гнали и от вицадмиральского корабля от кормы видели в воде доски».

Морской бой в красках: 5 деталей картины Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»
Источник:

Государственный Русский музей

4. Море. Современники отмечали достоверность передачи Боголюбовым в картине морской стихии: «Он рисует хорошо, умеет разнообразить свои эффекты, страстно ищет света, искусно передает если не прозрачность, то колыхание волн».

Морской бой в красках: 5 деталей картины Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»
Источник:

Государственный Русский музей

5. Небо. Боголюбов был признан современниками как искусный живописец, передающий сложные оттенки неяркого «серого» колорита и влажную морскую атмосферу.

ХУДОЖНИК
Алексей Боголюбов

Морской бой в красках: 5 деталей картины Алексея Боголюбова «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года»

И.Е. Репин «Портрет А.П. Боголюбова», 1876

Источник:

Радищевский музей, Саратов

Родился 16 марта 1824 года в селе Померанье бывшей Новгородской губернии.
1841 год — окончил Морской кадетский корпус в звании мичмана.
1849 год — отправился в числе офицеров корабля «Камчатка» на Мадейру.
1850–1853 годы — учился в Императорской Академии художеств. Окончил ее с золотой медалью 1-го достоинства и был назначен художником Главного морского штаба.
1860 год — получил звание профессора живописи.
1861 год — по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря.
1864 год — выполнил аналогичный атлас берегов Финского залива.
1870–1871 годы — проводит в Париже и, получив заказ, занимается росписью русской посольской церкви.
1885 год — основал в Саратове рисовальное училище и Художественный музей имени А.Н. Радищева.
С 1873 года жил в Париже, только изредка навещая Россию.
7 ноября 1896 года — скончался во Франции. Ныне прах художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения