Один из длинной серии тест-драйвов премии «Внедорожник года», порталы «Клуб 4х4» и «Вокруг света» решили целиком посвятить семейству LADA Niva. И не прогадали — затейливый маршрут по Владимирской области стал для некоторых членов жюри настоящим открытием. При этом, кто-то открывал новое в себе, а кто-то удивлялся способу открытия багажника «Нивы».
Так что же лучше, «Нива» или «Нива»? Точнее, в актуальных сегодня терминах: LADA Niva Travel в комплектации Luxe Offroad или LADA Niva Legend в версии Urban. Да, вы правы, слишком много латинских букв в одном предложении, но такова реальность общества потребления: чтобы причесать старушку «Ниву» по моде нового тысячелетия (для всех этих зумеров и прочих беспредельщиков, растоптавших уже устаревших хипстеров), на АвтоВАЗе потратили немало денег на ребрендинг.
Оригинальная «Нива» ВАЗ-2121 удивила мир своим появлением (в 1977 году), став первым в мире серийным внедорожником с несущим кузовом, что позволяло простить ей даже слабый мотор. А вторая модель — 2123, превратившаяся в наши дни в Niva Travel, некоторое время называлась Chevrolet Niva, за что наш остроумный народ сразу же прозвал её «Шнивой».
Салон Niva Travel, как и её внешность, воплощение биодизайна. Помните тенденцию, когда автомобили лишались прямых углов? А что это здесь? Не только три педали, но и три рычага: управление классической, во всех смыслах, полноприводной трансмиссией требует не интеллекта, а мышечной памяти. Как только научишься включать на ма-а-алом ходу понижающий ряд, так и перестанешь хвататься не за тот рычаг в городском потоке, в котором, кстати, обе «Нивы» чувствуют себя весьма неплохо: идут мягко и плавно, правда в гонках со светофоров, по принципиальным соображениям, не участвуют.
Интересное наблюдение: наши внедорожники в городах встречаются редко, а больше их там, где есть люди, считающие, что такие машины не способ выжить, а возможность просто жить. У них в радиусе двухсот километров нет нормальных дорог, а имеющиеся разбомбили ещё до Обамы. И машина покупается не на год и не на пять, а может даже и не на десять, да и чинить её к официалам поедет только большой оригинал.
По разбитому асфальту и ямам, заледеневшим колдобинам лесной грунтовки, обе «Нивы» идут с кошачьей грацией. Ну как можно не любить котиков? А чего стоит это нежное, нарастающее по педали жужжание раздатки? Она ведь живая! Живая, точно вам говорю!
Нашу колонну вёл настоящий гуру, можно сказать аксакал ралли-рейдов, Андрей Слепушкин, накануне приютивший всех на своей базе отдыха «Партизан». Человек суровый, немногословный и опытный, поэтому самые буйные блогеры были моментально заперты в центре колонны, что позволило сохранить все машины в целости и сохранности.
Шаг вправо, шаг влево… Отличный вариант! Посадить автомобиль без межколёсных блокировок в сугробе, сможет даже человек без высшего образования. Но выкопается ли он сам, или с помощью другой «Нивы», с достоинством, без проблем и последствий? В общем, что блогеру баловство, то адекватному водителю — инструмент, способ добраться туда, куда только на этих автомобилях и можно доехать, с учётом разумной стоимости последующего ремонта. Хотя, скорее всего, обойдётся!
На шоссе немного приоткроем окошко, чтобы выветрить очарованье. Да, эти автомобили способны на великие дела, но есть ли в них реальная нужда? Если хорошенько подумать, и выкинуть из уравнения суровые внедорожные приключения, то в большинстве регионов и ситуаций, их можно попробовать заменить современным кроссовером, правда по значительно более высокой цене. А Niva Legend… Настоящая легенда, и поступить с ней было бы правильно вот как: содрать пластик, вернуть оригинальный салон из семидесятых, и выпускать минимум до 2077 года, чтобы встретить столетний юбилей на нитке конвейера. Потому что даже сейчас это уже не модный янгтаймер, а настоящий фундамент нашей автомобильной культуры, часть ДНК. Лишать нас этого нельзя, даже если бы от неё уже не было практической пользы. А учитывая все её достоинства, и вовсе невозможно.
Фотографии: Артём Ачкасов