Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Моя цель — делать людей лучше»: как Георг Гендель заслужил любовь королей и публики

Один из величайших композиторов эпохи барокко при жизни славился как автор опер, но об этой стороне его творчества сегодня почти не помнят

9 августа 2023Обсудить

Георг Фридрих Гендель родился в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и при жизни был намного популярнее. Гендель умел угодить августейшим покровителям, поставить на место соперников, критиков и завистников, не боялся перемен и не пасовал перед трудностями. Немец по происхождению, итальянец по стилю и подданный британской короны, он везде находил себе место.

«Моя цель — делать людей лучше»: как Георг Гендель заслужил любовь королей и публики
Источник:
Album / Heritage Images / The Print Collector via Legion Media

Несостоявшийся юрист

Будущий любимец монархов родился 5 марта (по н. ст.) 1685 года в немецком городе Галле в примерной религиозной семье. Его отец, которого тоже звали Георг, был придворным цирюльником-хирургом, а мать Доротея — дочерью пастора. На момент рождения сына Георгу-старшему исполнилось 62 года.

«Моя цель — делать людей лучше»: как Георг Гендель заслужил любовь королей и публики
Георг Гендель-старший (1622-1697)
Источник:
Wikimedia Commons

Музыка привлекала Генделя с детства, а его первым и единственным учителем стал известный органист Фридрих Вильгельм Цахау. Но отец мальчика не считал музыку серьезным занятием и требовал, чтобы Георг получил серьезное образование. В 1697 году Георг Гендель-старший скончался, а спустя пять лет его сын, исполняя волю покойного, поступил в Университет Галле, где изучал юриспруденцию. Параллельно он трудился помощником органиста в городском соборе и мечтал стать профессиональным музыкантом.

В 1702 году ему предложили занять должность органиста сроком на год. Когда контракт истек, 18-летний Георг Гендель покинул родной город. Несостоявшийся юрист отправился в Гамбург, где устроился вторым скрипачом в оркестр местного оперного театра. Таланты юноши вскоре оценили и повысили его до заместителя главного дирижера. Но амбиции молодого Георга распространялись намного дальше. Уже в 1705-м он представил на суд публики две оперы собственного сочинения: «Альмиру» и «Нерона». Первая имела успех, а вот вторая провалилась. Тем не менее композитору предложили постоянную должность в Оперном театре Гамбурга, но Гендель предпочел покинуть город — в 1706 году он отправился во Флоренцию, чтобы отточить свое мастерство создания опер.

Свой среди чужих, чужой среди своих

В Италии Георг Фридрих впервые продемонстрировал гибкость и таланта, и характера. Заручившись покровительством великого принца Тосканского Фердинандо Медичи, он быстро освоил искусство создания типичной итальянской оперы. В 1707-м он представил на суд флорентийской публики оперу «Родриго», которая привела зрителей в восхищение.

Ободренный успехом, Гендель отправился в Рим, где нашел нового патрона в лице кардинала Пьетро Оттобони. Опера в Риме была под папским запретом, и немецкий композитор научился писать музыку для католических богослужений. Вскоре композитор сочинил множество кантат, а также «Триумф Времени и Разочарования» — свою первую ораторию, которую впоследствии дважды переделывал.

Фрагмент оратории «Триумф Времени и Правды» — такое название носила последняя редакция этого произведения Генделя

За время странствий по Италии Гендель также посетил Неаполь и Венецию. Для знаменитого Венецианского карнавала он в 1710-м сочинил оперу «Агриппина», которая исполнялась целых 27 ночей подряд. В том же году Георг Фридрих покинул Италию, приняв предложение занять должность капельмейстера при дворе ганноверского курфюрста Георга I. Но и здесь он не задержался: через год Гендель попросил у покровителя о годичном отпуске и отправился в Лондон.

В то время английская музыка находилась в упадке. Жанр оперы там не был развит, а после смерти Генри Пёрселла в 1695 году место придворного композитора оставалось вакантным. Гендель принялся исправлять положение. В 1711 году в Королевском театре состоялась премьера оперы «Ринальдо», основанной на поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Произведение пришлось публике по душе благодаря не только прекрасной музыке, но и необычной постановке. Например, во время исполнения арии Augelatti, che cantate на сцену выпускали живых воробьев.

Ария Augelatti, che cantate из оперы «Ринальдо». Во времена Генделя барочные оперы представляли собой скорее концерт на определенную тему, чем театральное действие, в которое это жанр окончательно превратился в XIX веке при участии таких мастеров, как Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини

Гендель снискал расположение английской королевы Анны, но ему предстояло вернуться в Ганновер. Там он всего за год написал серию увертюр и первый из более чем 20 Кончерто гроссо («Больших концертов»). Сегодня произведения Генделя в этом жанре, где игру оркестра дополняют несколько солирующих инструментов, входят в золотой фонд классической музыки XVIII века. В конце 1712 года композитор вновь уговорил Георга I отпустить его в Лондон.

Любимец английского двора

Вернувшись в Англию, композитор продолжил сочинять оперы. Однако постановка «Верный пастух», премьера которой состоялась в 1713 году, была принята прохладно. Критики, в частности, сочли оперу слишком короткой. В ответ Гендель сочинил оперу «Тесей» в пяти актах, но и она не имела особого успеха.

Оставив на время оперу, Георг Фридрих написал произведения для хора с оркестром Te Deum и Jebiliate Deo в честь окончания войны за испанское наследство и подписания благоприятного для Англии Утрехтского мирного договора в 1713 году. Также композитор создал кантату в честь дня рождения королевы Анны, которая вознаградила Генделя пожизненной пенсией. В 1714 году Анна скончалась — новым королем Англии стал Георг I, теперь уже бывший курфюрст Ганновера. Таким образом, Генделю не пришлось возвращаться на континент. Новый монарх оставил Генделя при дворе, удвоил ему пенсию и поручил обучать музыке своих внучек.

По заказу Георга I Гендель к 1717 году сочинил три оркестровые сюиты, известные под названием «Музыка на воде». Их исполняли 50 музыкантов, когда королевский двор отправлялся на пикник по Темзе, а потом возвращался по реке в Лондон.

«Музыка на воде»

Монарх не остался в долгу: в 1719 он выделил круглую сумму на основание Королевской музыкальной академии, в которой Гендель занял должность директора. Всего проект создания академии поддержали 62 мецената в надежде на то, что Гендель продолжит творить в оперном жанре. Так и вышло — к 1729 году композитор создал 14 опер («Радамист», «Алессандро», «Оттон», «Юлий Цезарь», «Тамерлан» и т. д.). Премьеры проходили в Королевском театре Лондона при участии лучших европейских исполнителей. Однако не все из них имели успех, а затраты на постановки и гонорары певцам вгоняли Академию и лично Генделя в долги.

«Моя цель — делать людей лучше»: как Георг Гендель заслужил любовь королей и публики
Георг Гендель и король Георг I на Темзе
Источник:
Wikimedia Commons

В 1727 году Георг I скончался, на трон взошел его сын Георг II. Для церемонии коронации Гендель, который в том же году стал английским подданным, написал несколько вещей, включая бодрый антем под названием «Садок-Священник», отсылающий к восшествию на престол библейского царя Соломона. С тех пор это произведение исполняется на каждой коронации британских монархов, а его аранжировка, созданная композитором Тони Бриттеном, стала гимном Лиги чемпионов УЕФА.

Антем «Садок-Священник» звучал на коронации Карла III в 2023 году

В 1730-е Гендель продолжил создавать оперы. В этот период были поставлены хорошо принятые публикой «Ариодант», «Альцина» и «Аталанта», а также ряд не столь успешных опер. Весной 1737 года у композитора случился инсульт, но Георг Фридрих смог почти полностью восстановиться и сочинить музыку для похорон королевы Каролины в ноябре того же года.

Постепенно композитор все больше отходил от создания классических опер. В 1740-х Гендель сосредоточился на сочинении инструментальных произведений и ораторий. Он создал так называемую английскую ораторию — жанр сочетающий черты оперы и религиозной музыки. Вершиной творчества в Генделя на этом поприще стала написанная за три недели оратория «Мессия» (1742).

Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» стал самым известным фрагментом произведения. «Каждый англичанин верит, что Гендель теперь занимает важную должность на небесах. Если так, то Господь должен относиться к нему так же, как Людовик Тринадцатый — к кардиналу Ришелье», — писал Бернард Шоу

Кроме «Мессии» большую популярность завоевали оратории «Самсон», «Валтасар» и «Иуда Маккавей». А вот «Теодора», которая очень нравилась самому Генделю, публике не понравилась.

Скрытный боец за честь оперы

«Моя цель — делать людей лучше»: как Георг Гендель заслужил любовь королей и публики
Томас Хадсон. Портрет Георга Генделя
Источник:
Album / Ann Ronan Picture Library/Heritage-Images via Legion Media

Георг Фридрих Гендель был крепким тучным мужчиной, любил хорошо поесть и выпить. По-английски он говорил с сильным немецким акцентом.

Известно множество историй о его взрывном темпераменте. Еще в оперном театре Гамбурга, он так поссорился с певцом и композитором Иоганном Маттезоном по поводу фрагмента одной из опер последнего, что дело дошло до дуэли. Клинок Маттезона ударил по пуговице на одежде Генделя и сломался. Дело обошлось без травм, а противники в итоге помирились.

Это эпизод не охладил горячий нрав Генделя, когда дело касалось музыки. Как-то раз на репетиции певец-тенор так возмутился поведением композитора, что пригрозил прыгнуть на клавесин Генделя и сломать его. «Дай знать, когда соберешься это сделать, чтобы я дал рекламу. Уверен, посмотреть на то, как ты прыгаешь, придет больше зрителей придет, чем на твое выступление», — ответил Гендель.

В остальном же Георг отличался добродушием и щедростью. Он финансово поддерживал больницу для подкидышей в Лондоне, а в 1750 году стал ее управляющим. Также музыкант собирал картины: его коллекция включала несколько работ Рембрандта.

Известно, что у Генделя была пара романов с певицами, но он никогда не женился и держал свою личную жизнь в тайне: его можно назвать одним из самых скрытных композиторов.

Смерть и забвение

С годами здоровье Генделя ухудшалось. В 1749 он в последний раз выполнил королевский заказ, написав музыку для фейерверка по случаю окончания Войны за австрийское наследство. Музыкальное представление прошло отлично, а вот фейерверк закончился пожаром, в котором сгорела часть павильона в лондонском Грин-парке. К концу 1752 года Георг Фридрих полностью ослеп. Он перестал сочинять музыку, но продолжал играть на органе и редактировать свои старые произведения.

«Моя цель — делать людей лучше»: как Георг Гендель заслужил любовь королей и публики
Мемориал Генделя в Вестминстерском аббатстве
Источник:
14GTR, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Георг Гендель скончался в Лондоне 14 апреля 1759 года в возрасте 74 лет, как и его отец. Треть своего состояния он завещал на благотворительность. Великого композитора похоронили со всеми почестями в Вестминстерском аббатстве.

Сегодня ровесник Генделя Иоганн Себастьян Бах считается величайшим композитором эпохи барокко, тогда как многие произведения куда более популярного при жизни придворного композитора были забыты. Но всё же Георг Гендель оказал заметное влияние на развитие музыки — в числе поклонников его творчества были Йозеф Гайдн и Людвиг ван Бетховен.

При жизни Генделю приходилось угождать монархам и аристократам, но его творчество выходит далеко за рамки должности придворного музыканта. Однажды в беседе с поклонником Гендель сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель — делать их лучше». И у него получалось.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения