Такое удивительное открытие сделали нейробиологи из Фрибурского университета (Швейцария) и Барселонского университета (Испания), статья которых
Способность к обучению обычно автоматически связывают с наличием мозга и интеллекта. К примеру, если вы обладаете достаточным умом, то легко обнаружите связь между ожогом и прикосновением к горячей плите, после чего станете вести себя осторожнее. Точно так же и другие животные учатся на ошибках, запоминают неприятные последствия, и меняют свое поведение. Это называется ассоциативным обучением.
Однако далеко не все обладают мозгом. Например, морские анемоны (актинии), медузы и кораллы могут похвастаться лишь рудиментарной, децентрализованной нервной системой. Поэтому логично было бы предположить, что они не способны к такому сложному поведению, как ассоциативное обучение, а лишь реагируют на происходящее вокруг на уровне рефлексов. Но профессор Симон Шпрехер и его коллеги обнаружили, что морские актинии Nematostella vectensis прекрасно учатся через ассоциации, обходясь при этом без мозга.
Ученые провели серию экспериментов, в ходе которых актиний подвергали воздействию вспышек света и слабых электрических разрядов. В ответ на разряд актинии обычно втягивают свои щупальца. Иногда включение света и электрический шок совпадали по времени, чтобы создать ассоциацию, а иногда происходили вразнобой.
Со временем актинии так натренировались, что втягивали свои щупальца просто в ответ на вспышку света, без электрического разряда. То есть, несмотря на отсутствие мозга, у актиний существует некоторое подобие памяти, позволяющее им связать между собой два события и соответствующим образом адаптировать свое поведение,
Правда, ученым пока совершенно неясно, как именно примитивная нервная система справляется с такими сложными задачами. Выяснить это еще только предстоит.