Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Можно ли православным праздновать Масленицу и как прощать в Прощеное воскресенье: рассказывает священник
Ответы на главные вопросы о Масленице, Сырной седмице, Прощеном воскресенье и Великом посте
25 февраля 2025
Vokrugsveta.ru продолжает серию публикаций для рубрики «Мнение». Это регулярная колонка с авторским мнением инфлюенсеров, блогеров-экспертов о важных событиях, трендах, новостях и тенденциях — культурных, социальных, научных.
Рассказывает Николай Бабкин, священник, клинический психолог, автор телеграм-канала:
Когда мы сегодня говорим о Масленице, у многих сразу возникают ассоциации с блинами, гуляниями и сжиганием чучела зимы. Часто можно услышать: «Это ведь языческий праздник, при чем тут православие?».
Как же так получилось, что в одном празднике переплелись языческие традиции и христианская аскетика? И что на самом деле значит Масленица для православного человека? Давайте разберемся.
Миф о том, что «Церковь заменила Масленицу Сырной седмицей» основан на ошибочном представлении, будто языческая Масленица существовала отдельно, а затем христианство ее присвоило. Это не так.
В древности, еще до крещения Руси, действительно существовал языческий обряд проводов зимы: люди благодарили богов за то, что пережили холодное время, просили милостей на будущий урожай. Этот «праздник весны» мог сопровождаться колядками, игрищами, обрядами с кострами и символическими жертвами — в виде соломенной куклы или угощений.
Главная идея была в том, чтобы перезимовавший мир «пробудить» к новой жизни.
священник, клинический психолог, автор телеграм-канала
Почему Сырная седмица не имеет прямого отношения к языческой Масленице
Во-первых, Сырная седмица упоминается в византийских богослужебных текстах и церковных уставах задолго до крещения Руси. Это последняя неделя перед строгим Великим постом, когда мясо уже нельзя, но еще можно молочные продукты и рыбу.
Заканчивается она Прощеным воскресеньем — днем, связанный с идеей покаяния, прощения обид и примирения. Сырная седмица — это часть литургического календаря; Масленица — скорее народно-календарный цикл, где люди веселились перед постом. Они наложились по времени друг на друга, но это не «кража» или «замена». Почувствуйте разницу.
Во-вторых, до XI–XII века у нас практически нет письменных источников, которые описывали бы «языческую Масленицу». Это значит, что утверждать, будто ее праздновали в точности как сегодня (с блинами, чучелами, гуляньями), невозможно. Первые массовые упоминания народных гуляний в Масленицу появляются не ранее XVII века, когда начинают фиксировать массовые народные традиции. Основные источники, говорящие о Масленице как о «древнем празднике», относятся к XIX веку и принадлежат этнографам, которые ретроспективно интерпретировали традиции.
В-третьих, в церковной традиции смысл последней недели перед постом духовный — это подготовка к воздержанию. В народной традиции смысл бытовой — это возможность напоследок наесться и повеселиться. Поэтому масленичные гуляния — это народная, крестьянская традиция, которая существовала параллельно с церковной Сырной седмицей, а не ее предшественник.
Потому что с начала этой недели мясные блюда уже исключаются из рациона, остаются лишь молочные продукты и рыба. Таким образом, верующим дается время плавно настроиться на грядущий Великий пост, когда рацион и ритм жизни становятся гораздо строже. То есть вся эта неделя как бы «соединяет» наш привычный уклад с будущим воздержанием.
В богослужебных текстах этого периода звучат призывы к покаянию и напоминания о том, что земная жизнь — лишь временное пристанище. Например, в воскресенье перед Масленицей, в Неделю о Страшном суде, церковь напоминает нам о том, что каждый из нас однажды предстанет перед Богом.
Церковь также призывает использовать это время для примирения с ближними.
священник, клинический психолог, автор телеграм-канала
Ведь Великий пост — это не только воздержание от пищи, но и время, когда мы должны очистить свои сердца от обид и злобы. Главное в Сырной седмице — это не хороводы и блины, а наступающий пост, который предваряется Прощеным воскресеньем.
Что такое Прощеное воскресенье и зачем всех прощать
В этот день после вечернего богослужения совершается чин прощения. Батюшка произносит проповедь о прощении, а затем первым просит прощения у всех. Люди подходят друг к другу, склоняются в поклоне и просят друг у друга прощения.
Когда на Прощеное воскресенье в храмах слышны слова: «Прости меня», а в ответ: «Бог простит, и я прощаю», многие делают это скорее по привычке, чем по внутренней необходимости. Так и рождается формальность, которая не меняет ни сердца, ни отношений. Многие просят прощения скорее «по обычаю», нежели осознанно, а массовые рассылки в социальных сетях вроде «Простите меня все, если в чем согрешил» превращают глубокий духовный акт в дежурное выражение вежливости. В итоге прощение становится не внутренним выбором, а традицией, за которой нет личного осмысления.
Формальные извинения — это способ избежать уязвимости: «Если я не буду показывать, как сильно меня ранили, никто не сочтет меня слабаком».
священник, клинический психолог, автор телеграм-канала
Для других — способ не углубляться в вину: «Зачем признаваться, что я серьезно обидел человека? Лучше я формально у него прощения попрошу». Но никакие обиды и конфликты при этом не разрешаются, просто накладывается поверх как пластырь из вежливых слов.
Прощение — это сложный процесс, затрагивающий глубокие эмоциональные переживания. Искренне попросить прощения — значит признать свою вину и встретиться со стыдом за совершенные ошибки. Простить кого-то — значит, признать свою боль и сделать шаг к ее осознанию. Это требует внутренней работы, которой многие боятся. Намного легче формально сказать «прости», чем пережить процесс искреннего покаяния или честного прощения.
Люди часто прибегают к ритуалам, чтобы избежать трудных эмоций. Обряды помогают нам структурировать реальность и сохранять порядок в жизни, но если за ними нет искренности, они становятся пустыми. Формальное прощение не устраняет обиду, оно лишь маскирует ее, оставляя глубоко внутри.
Подчеркну, что проблема не в ритуалах и не в церковном Чине прощения, а в подходе к нему. В Прощеное воскресенье важно не просто сказать слова, а задуматься о своем сердце: есть ли в нем настоящая готовность простить или попросить прощения? Если нет — не стоит принуждать себя к этому. Прощение должно быть осознанным и искренним, иначе оно теряет свою духовную силу.
Можно ли простить всё
Христианство учит, что прощение — это акт милости, но оно не означает оправдания зла. Важно разделять грех и грешника. Христос прощал людей, но осуждал грех. В Евангелии сказано: «Если простите людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).
Однако это не значит, что человек должен терпеть зло и предательство, закрывая глаза на несправедливость. Прощение не отменяет последствий поступков. Если кто-то совершил преступление, он должен понести ответственность. Если человек продолжает делать зло, прощение не означает согласия с его действиями.
«Господь милосерд и благ, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8). Бог не оправдывает зло, но дает человеку возможность измениться. Это и есть смысл прощения — отпустить гнев, не допуская повторного разрушения своей души. Настоящее прощение — это процесс, а не формальность. Оно требует времени, осознания и готовности принять реальность такой, какая она есть. Даже если правда о себе тебе совсем не нравится.
Зачем нужен Великий пост
Наконец, важный момент — понимание, зачем вообще нужен Великий пост. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4), — говорит Христос. Православный пост — это не просто временное воздержание от пищи. Он помогает человеку развить самоконтроль, освободиться от лишнего и направить свое сердце к Богу. Важно не только не есть определенные продукты, но и очистить мысли, избавиться от раздражения, злобы, осуждения.
Настоящий пост — это радостное стремление к духовному обновлению. Не просто формальный отказ от еды, а время молитвы, прощения, служения ближним. Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:16).
Пост — это не столько отказ от мяса, сколько отказ от того, что делает нас духовно слабыми.
священник, клинический психолог, автор телеграм-канала
Это возможность увидеть, какие привязанности мешают нам быть свободными, где мы зацикливаемся на себе и где нам нужно больше доверять Богу.
На этот счет у пророка Исайи есть удивительные слова, которые могут стать девизом постящегося: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:6-7)
Пусть пост станет для нас не временем ограничений, а возможностью приблизиться к Богу, очистить свою душу и стать лучше!