Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Музыка фьордов: как Эдвард Григ увековечил красоту своей родины

Композитору удалось создать будоражащий слушателей музыкальный образ Норвегии

16 июня 2023Обсудить

Эдвард Григ стал прославленным композитором еще при жизни. Автор многих песен, произведений для фортепиано и, конечно, сюиты «Пер Гюнт», много гастролировал по Европе в качестве исполнителя и дирижера, а его романтическая музыка создала образы дикой природы и фьордов Норвегии — родины Грига.

Музыка фьордов: как Эдвард Григ увековечил красоту своей родины
Источник:
Pictorial Press Ltd / Alamy via Legion Media

От талантливого мальчика до мужа своей кузины

Эдвард Григ родился в портовом Бергене 15 июня 1843 года. По отцовской линии он происходил из шотландской семьи Грейг, но в Норвегии, куда в конце XVIII века перебрался его прапрадед Александр Грейг, фамилия трансформировалась в «Григ». Мальчик рос в зажиточной семье и с детства проявлял интерес к музыке. Вероятно, талант он унаследовал от матери: Гесина Григ была прекрасной пианисткой и учила Эдварда, его брата и сестер игре на фортепиано, знакомя их с творчеством знаменитых композиторов.

Музыка фьордов: как Эдвард Григ увековечил красоту своей родины
Эдвард Григ, около 1858 года
Источник:
Marcus Selmer, Public domain, via Wikimedia Commons

В 1858 году умения 15-летнего мальчика высоко оценил гостивший у Григов скрипач-виртуоз Уле Буль. Он убедил родителей Эдварда отправить сына в Лейпцигскую консерваторию. Однако учеба в Лейпциге оказалась непростой: впоследствии Григ говорил, что преподаватели заставляли его осваивать произведения, для исполнения которых у Эдварда тогда не хватало мастерства. Все это негативно сказалось на его здоровье: в Лейпциге Григ перенес плеврит и коллапс легкого. Всю оставшуюся жизнь он испытывал проблемы с дыханием.

Несмотря на это, Эдвард Григ с отличием закончил консерваторию в 1862 году. Вскоре он вернулся в родной Берген, а весной 1863 года переехал в Копенгаген. В столице Дании 20-летний Григ учился у знаменитого композитора, дирижера и скрипача Нильса Гаде. Тогда в нем вспыхнул интерес к сочинению музыки — в Копенгагене Эдвард написал свою первую и единственную симфонию, но остался недоволен ей и запретил публичное исполнение произведения. Премьера симфонии Грига состоялась только в 1981 году.

В Копенгагене Эдвард Григ летом 1867 года женился на певице Нине Хагеруп, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Семья Нины не одобрила этот брак — ни один из родственников невесты не пришел на свадьбу Григов. Супружескую жизнь Эдварда и Нины омрачила смерть их единственной дочери от менингита в годовалом возрасте. Кроме того, Грига нельзя было назвать верным мужем, но их брак выдержал это. Композитор высоко ценил сопрано жены: многие из 140 песен Грига были написаны специально для Нины.

Вдохновленный Норвегией

Грига восхищали норвежские народные мелодии, танцы и уникальные звуки национальных инструментов. Еще одним неиссякаемым источником вдохновения для композитора стал попавший к нему в руки в 1868 году сборник норвежских народных песен. Григ симпатизировал норвежскому движению, которое продвигало народную культуру и музыку. Он подружился с его активным участником Рикардом Нурдроком — вместе они намеревались создать общество для популяризации скандинавской музыки, но в 1866 году 23-летний Нурдрок скончался от туберкулеза. В историю он вошел как автор музыки гимна Норвегии. Преждевременная кончина друга только укрепила желание Грига популяризовать норвежскую музыку на родине и за ее пределами.

Музыка фьордов: как Эдвард Григ увековечил красоту своей родины
Эдвард Григ отличался невысоким ростом и причудливой внешностью: у него были светлые волосы и небесно-голубые глаза, а неряшливо свисающие усы делали его похожим на легендарных норвежских троллей. В компаниях композитор славился обаянием и ироничным остроумием
Источник:
David Massey / Alamy via Legion Media

Народные мотивы звучат в Концерте для фортепиано с оркестром, написанном в 1868 году. Это одно из самых известных произведений Грига, в которое композитор в течение всей жизни вносил различные изменения.

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op. 16

Осенью 1867 года Григ и Нина вернулись в Норвегию. В октябре Эдвард дал в Христиании (ныне — Осло) концерт, исполнив ряд своих произведений, которые были тепло приняты публикой. Однако его попытка создать Национальную академию музыки провалилась из-за недостатка финансирования и отсутствия в обществе интереса к этому начинанию. Грига же раздражала провинциальность Христиании, далекой от европейских музыкальных столиц.

Григ был назначен директором Филармонического общества Христиании, этот пост он делил с Йоханом Свендсеном. Григ работал над музыкой к театральным постановкам. Первым спектаклем, в котором звучали его произведения, в 1872-м стал «Сигурд Крестоносец», поставленный по одноименному произведению Бьёрнстьерне Бьёрнсона — одного из самых известных норвежских писателей и автора текста упомянутого выше гимна страны. Эта работа Грига предвосхитила его главный шедевр.

Музыка Грига к «Сигурду Крестоносцу». Композитор доработал ее к постановке спектакля в 1892 году

«Пер Гюнт» и новый дом

Самой известной работой Грига стала музыка к пьесе «Пер Гюнт» Генрика Ибсена. Композитор и писатель познакомились в Риме еще в 1866 году, когда Ибсен работал над своей знаменитой пьесой о приключениях крестьянина Пера Гюнта и любящей его девушки Сольвейг. Он убедил Грига написать музыку для постановки. Сегодня сюиту «Пер Гюнт», впервые исполненную в Христиании 1876 году, знают даже самые далекие от классической музыки люди.

Каноническая версия произведения разделена на две части, каждая из которых включает по четыре композиции: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры» и «В пещере горного короля» (сюита № 1); «Похищение невесты. Плач Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта» и «Песня Сольвейг» (сюита № 2). Расширенный вариант включает еще несколько песен, а всего первоначальная версия насчитывает 26 музыкальных фрагментов.

Талант Грига позволил ему воплотить в музыке образы норвежской природы, ее лесов и фьордов. «Пер Гюнт» — ярчайший пример музыки эпохи романтизма, вызывающей эмоциональный отклик у слушателей. Сюита Эдварда Грига обессмертила и пьесу Ибсена, которая поначалу была принята весьма прохладно.

«Пер Гюнт», сюита № 1

Успехи Грига помогли ему стать международной знаменитостью. Он гастролировал по Европе в качестве исполнителя своих произведений и дирижера. Как и многие другие композиторы, для работы над новыми произведениями Григ предпочитал уединение на лоне природы в летние месяцы. Сперва его прибежищем была маленькая хижина у озера в регионе Хардангер, а с 1885 года Эдвард Григ поселился на вилле «Тролльхауген» («Холм троллей»), построенной по его заказу в окрестностях родного Бергена. Рядом с ней по просьбе композитора возвели хижину с видом на озера, в которой он сочинял музыку.

Музыка фьордов: как Эдвард Григ увековечил красоту своей родины
После смерти Нины Григ в 1935 году бывший дом композитора был превращен в музей
Источник:
Kartouchken / Alamy via Legion Media

Вдали от городской суеты Григ продолжал исследовать народную музыку и танцы, пробуя включать их в свои произведения. Например, в этот период композитор создал цикл «Горная дева» и написал оду своему дому в лирической пьесе «Свадебный день в „Тролльхаугене“». В «Норвежских танцах» Григ переработал традиционные мелодии Хардангера.

С привкусом трески

Скандинавские корни Грига несомненно привнесли нечто новое в классическую музыку. «Уверен, что у моей музыки есть привкус трески», — сказал как-то сам композитор (эта рыба в различных видах составляла основу рациона многих норвежцев). Впрочем, было бы неправильно утверждать, что композитор прямо заимствовал народные мелодии.

Музыка фьордов: как Эдвард Григ увековечил красоту своей родины
Эдвард Григ аккомпанирует поющей жене
Источник:
History and Art Collection / Alamy via Legion Media

«Больше, чем любой другой композитор до него, Григ пробуждал образ национальной музыки. В песнях он почти никогда не использовал народные мелодии прямо, но его музыка пропитана духом Норвегии. В этом вопросе сам Эдвард Григ был непреклонен и утверждал, что из сотни с лишним его песен только в „Песне Сольвейг“, есть заимствованная мелодия», — отмечал в одном из эссе музыковед Роберт Лэйтон.

Впрочем, у Грига были и критики. Клод Дебюсси называл музыку норвежца «леденцами, завернутыми в снег», а некоторые музыковеды считали и считают, что Грига нельзя причислить к плеяде великих композиторов из-за его тяготения к малым жанрам. Впрочем, кроме самых знаменитых вещей, в творчестве Грига есть относительно малоизвестные произведения, которые композитор Арнольд Шёнберг назвал «короткими, тихими и изысканными музыкальными фрагментами».

Смерть с видом на фьорд

В последние годы жизни Эдвард Григ стал наставником для нескольких более молодых композиторов: Перси Грейнджера, Фредерика Делиуса и Яна Сибелиуса.

Музыка фьордов: как Эдвард Григ увековечил красоту своей родины
Источник:
Jose Francisco Sanchez / Alamy via Legion Media

С 1900 года у Грига обострились проблемы с легкими. Композитор несколько раз проходил лечение в санаториях, но его состояние не улучшалось. Тем не менее Эдвард Григ продолжал гастролировать. В 1906 году он посетил Великобританию и собирался туда вновь осенью 1907-го, но в связи с ухудшением самочувствия врачи запретили ему поездку и настояли на госпитализации. На следующий день, 4 сентября 1907 года, Григ скончался. После кремации его прах замуровали в скалу возле дома композитора. Туда же через 28 лет поместили и прах его вдовы.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения