Эдвард Григ стал прославленным композитором еще при жизни. Автор многих песен, произведений для фортепиано и, конечно, сюиты «Пер Гюнт», много гастролировал по Европе в качестве исполнителя и дирижера, а его романтическая музыка создала образы дикой природы и фьордов Норвегии — родины Грига.
От талантливого мальчика до мужа своей кузины
Эдвард Григ родился в портовом Бергене 15 июня 1843 года. По отцовской линии он происходил из шотландской семьи Грейг, но в Норвегии, куда в конце XVIII века перебрался его прапрадед Александр Грейг, фамилия трансформировалась в «Григ». Мальчик рос в зажиточной семье и с детства проявлял интерес к музыке. Вероятно, талант он унаследовал от матери: Гесина Григ была прекрасной пианисткой и учила Эдварда, его брата и сестер игре на фортепиано, знакомя их с творчеством знаменитых композиторов.
В 1858 году умения 15-летнего мальчика высоко оценил гостивший у Григов скрипач-виртуоз Уле Буль. Он убедил родителей Эдварда отправить сына в Лейпцигскую консерваторию. Однако учеба в Лейпциге оказалась непростой: впоследствии Григ говорил, что преподаватели заставляли его осваивать произведения, для исполнения которых у Эдварда тогда не хватало мастерства. Все это негативно сказалось на его здоровье: в Лейпциге Григ перенес плеврит и коллапс легкого. Всю оставшуюся жизнь он испытывал проблемы с дыханием.
Несмотря на это, Эдвард Григ с отличием закончил консерваторию в 1862 году. Вскоре он вернулся в родной Берген, а весной 1863 года переехал в Копенгаген. В столице Дании 20-летний Григ учился у знаменитого композитора, дирижера и скрипача Нильса Гаде. Тогда в нем вспыхнул интерес к сочинению музыки — в Копенгагене Эдвард написал свою первую и единственную симфонию, но остался недоволен ей и запретил публичное исполнение произведения. Премьера симфонии Грига состоялась только в 1981 году.
В Копенгагене Эдвард Григ летом 1867 года женился на певице Нине Хагеруп, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Семья Нины не одобрила этот брак — ни один из родственников невесты не пришел на свадьбу Григов. Супружескую жизнь Эдварда и Нины омрачила смерть их единственной дочери от менингита в годовалом возрасте. Кроме того, Грига нельзя было назвать верным мужем, но их брак выдержал это. Композитор высоко ценил сопрано жены: многие из 140 песен Грига были написаны специально для Нины.
Вдохновленный Норвегией
Грига восхищали норвежские народные мелодии, танцы и уникальные звуки национальных инструментов. Еще одним неиссякаемым источником вдохновения для композитора стал попавший к нему в руки в 1868 году сборник норвежских народных песен. Григ симпатизировал норвежскому движению, которое продвигало народную культуру и музыку. Он подружился с его активным участником Рикардом Нурдроком — вместе они намеревались создать общество для популяризации скандинавской музыки, но в 1866 году 23-летний Нурдрок скончался от туберкулеза. В историю он вошел как автор музыки гимна Норвегии. Преждевременная кончина друга только укрепила желание Грига популяризовать норвежскую музыку на родине и за ее пределами.
Народные мотивы звучат в Концерте для фортепиано с оркестром, написанном в 1868 году. Это одно из самых известных произведений Грига, в которое композитор в течение всей жизни вносил различные изменения.
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op. 16
Осенью 1867 года Григ и Нина вернулись в Норвегию. В октябре Эдвард дал в Христиании (ныне — Осло) концерт, исполнив ряд своих произведений, которые были тепло приняты публикой. Однако его попытка создать Национальную академию музыки провалилась из-за недостатка финансирования и отсутствия в обществе интереса к этому начинанию. Грига же раздражала провинциальность Христиании, далекой от европейских музыкальных столиц.
Григ был назначен директором Филармонического общества Христиании, этот пост он делил с Йоханом Свендсеном. Григ работал над музыкой к театральным постановкам. Первым спектаклем, в котором звучали его произведения, в 1872-м стал «Сигурд Крестоносец», поставленный по одноименному произведению Бьёрнстьерне Бьёрнсона — одного из самых известных норвежских писателей и автора текста упомянутого выше гимна страны. Эта работа Грига предвосхитила его главный шедевр.
Музыка Грига к «Сигурду Крестоносцу». Композитор доработал ее к постановке спектакля в 1892 году
«Пер Гюнт» и новый дом
Самой известной работой Грига стала музыка к пьесе «Пер Гюнт» Генрика Ибсена. Композитор и писатель познакомились в Риме еще в 1866 году, когда Ибсен работал над своей знаменитой пьесой о приключениях крестьянина Пера Гюнта и любящей его девушки Сольвейг. Он убедил Грига написать музыку для постановки. Сегодня сюиту «Пер Гюнт», впервые исполненную в Христиании 1876 году, знают даже самые далекие от классической музыки люди.
Каноническая версия произведения разделена на две части, каждая из которых включает по четыре композиции: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры» и «В пещере горного короля» (сюита № 1); «Похищение невесты. Плач Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта» и «Песня Сольвейг» (сюита № 2). Расширенный вариант включает еще несколько песен, а всего первоначальная версия насчитывает 26 музыкальных фрагментов.
Талант Грига позволил ему воплотить в музыке образы норвежской природы, ее лесов и фьордов. «Пер Гюнт» — ярчайший пример музыки эпохи романтизма, вызывающей эмоциональный отклик у слушателей. Сюита Эдварда Грига обессмертила и пьесу Ибсена, которая поначалу была принята весьма прохладно.
«Пер Гюнт», сюита № 1
Успехи Грига помогли ему стать международной знаменитостью. Он гастролировал по Европе в качестве исполнителя своих произведений и дирижера. Как и многие другие композиторы, для работы над новыми произведениями Григ предпочитал уединение на лоне природы в летние месяцы. Сперва его прибежищем была маленькая хижина у озера в регионе Хардангер, а с 1885 года Эдвард Григ поселился на вилле «Тролльхауген» («Холм троллей»), построенной по его заказу в окрестностях родного Бергена. Рядом с ней по просьбе композитора возвели хижину с видом на озера, в которой он сочинял музыку.
Вдали от городской суеты Григ продолжал исследовать народную музыку и танцы, пробуя включать их в свои произведения. Например, в этот период композитор создал цикл «Горная дева» и написал оду своему дому в лирической пьесе «Свадебный день в „Тролльхаугене“». В «Норвежских танцах» Григ переработал традиционные мелодии Хардангера.
С привкусом трески
Скандинавские корни Грига несомненно привнесли нечто новое в классическую музыку. «Уверен, что у моей музыки есть привкус трески», — сказал как-то сам композитор (эта рыба в различных видах составляла основу рациона многих норвежцев). Впрочем, было бы неправильно утверждать, что композитор прямо заимствовал народные мелодии.
«Больше, чем любой другой композитор до него, Григ пробуждал образ национальной музыки. В песнях он почти никогда не использовал народные мелодии прямо, но его музыка пропитана духом Норвегии. В этом вопросе сам Эдвард Григ был непреклонен и утверждал, что из сотни с лишним его песен только в „Песне Сольвейг“, есть заимствованная мелодия», — отмечал в одном из эссе музыковед Роберт Лэйтон.
Впрочем, у Грига были и критики. Клод Дебюсси называл музыку норвежца «леденцами, завернутыми в снег», а некоторые музыковеды считали и считают, что Грига нельзя причислить к плеяде великих композиторов из-за его тяготения к малым жанрам. Впрочем, кроме самых знаменитых вещей, в творчестве Грига есть относительно малоизвестные произведения, которые композитор Арнольд Шёнберг назвал «короткими, тихими и изысканными музыкальными фрагментами».
Смерть с видом на фьорд
В последние годы жизни Эдвард Григ стал наставником для нескольких более молодых композиторов: Перси Грейнджера, Фредерика Делиуса и Яна Сибелиуса.
С 1900 года у Грига обострились проблемы с легкими. Композитор несколько раз проходил лечение в санаториях, но его состояние не улучшалось. Тем не менее Эдвард Григ продолжал гастролировать. В 1906 году он посетил Великобританию и собирался туда вновь осенью 1907-го, но в связи с ухудшением самочувствия врачи запретили ему поездку и настояли на госпитализации. На следующий день, 4 сентября 1907 года, Григ скончался. После кремации его прах замуровали в скалу возле дома композитора. Туда же через 28 лет поместили и прах его вдовы.