Во второй половине XVIII века эпоху барокко в европейской культуре сменила эпоха классицизма — тогда же родилось и само понятие «классической музыки». Столпами музыкального классицизма стали три великих композитора. «Вокруг света» вместе с музыковедом и композитором Анной Виленской разобрался, почему их до сих пор никто не превзошел и как произведения этих музыкантов способны заменить психотерапию.
До классицизма музыка в Европе была фоновой. Она звучала на семейных обедах и званых ужинах. Посетители опер в начале XVIII века могли свободно перемещаться по залу, отвлекаясь на светские беседы. Всё изменилось во второй половине столетия, когда появились такие крупные музыкальные формы, как соната и симфония. В них было заложено глубокое повествование, поэтому слушать их нужно было сосредоточенно.
Чтобы держать внимание аудитории, композиторы классицизма использовали принцип контраста: чередовали фрагменты с противоположным характером. Например, нарастающая тревога резко сменялась умиротворенным, спокойным музыкальным продолжением. Слушатели наслаждались такими «виражами», и их внимание не притуплялось во время звучания длинных произведений.
Читайте предыдущие части этого цикла материалов:
Три главных композитора классицизма
Упорный «дядюшка Гайдн»
Австрийский композитор Йозеф Гайдн — пример того, как можно достичь результата упорным трудом. В юности он мечтал учиться музыке у знаменитого итальянского композитора и преподавателя Николы Порпоры, жившего в Вене. У Гайдна не было денег, чтобы заплатить за музыкальное образование, поэтому он устроился к мастеру слугой и выпросил у Порпоры разрешение стоять за занавеской на его уроках — юноша старательно слушал, как учатся другие.
Получив частичное образование, Гайдн начал сочинять музыку. Он много писал «в стол», а также работал над церковными произведениями. Его первая стабильная работа, предложенная композитору в 1760 году, стала для него настоящей кабалой — 30 лет он проработал капельмейстером при дворе князей Эстерхази. За это время он сочинил более 100 симфоний и множество мелких форм. Гайдн писал для Миклоша Иосифа Эстерхази музыку к завтраку, обеду и ужину, сочинял произведения к праздникам. При этом князь не воспринимал композитора как свободного художника, не разрешал ему гастролировать и ревностно относился к его выступлениям в других местах.
Супруга Гайдна также не считала занятие мужа достойной работой: Мария-Анна топила нотами Гайдна печку и использовала их в качестве папильоток для волос. Несмотря на всё это, Гайдн оставался очень душевным и отзывчивым человеком, за что еще при жизни его прозвали «дядюшка Гайдн». Он бесплатно обучал многих музыкантов и часто давал нуждающимся деньги в долг и не требовал их вернуть.
Еще до службы у Эстерхази, Гайдна попросили написать несколько произведений для семейных застолий. Однако, сэкономив на оркестре, скупые заказчики привели композитору всего двух скрипачей, альтиста и виолончелиста. Композитор не растерялся и написал для музыкантов струнный квартет, став родоначальником этого музыкального жанра в его современной форме.
Именно Гайдн придумал главную крупную форму классицизма — симфонию, а его оратории до сих пор считаются золотым стандартом. «Молодые люди могут убедиться на примере моей жизни, что и из ничего получается нечто», — писал композитор в своей автобиографии.
Что стоит послушать из произведений Гайдна
Симфония № 103;
Соната ми-минор.
Главный вундеркинд Моцарт
Вольфганга Амадея Моцарта знают и любят даже те, кто никогда не слышал его музыку, а лишь угощался конфетами с марципаном, упаковку которых украшает портрет этого «вкусного» композитора в парике.
Моцарт — самый знаменитый вундеркинд в истории музыки. Он начал играть сложнейшие произведения на клавире (инструмент, ставший предшественником фортепиано) в четыре года, а в семь лет уже выступал с концертами, играя на скрипке. Еще через год Моцарт гастролировал по Австрии с органными выступлениями. Определяющую роль в становлении будущего классика сыграл его отец — музыкальный педагог Леопольд Моцарт, ставший, как сказали бы теперь, «продюсером» сына, успешно продававшим его композиторский и исполнительский таланты.
Всю свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей сочинял музыку на ходу и без черновиков. В основном это были хиты своего времени: не очень сложные, обаятельные, но при этом интеллектуальные произведения. Никто не понимал, как он это делает, включая и самого композитора. Излюбленным временем для работы у него было раннее утро: с 7 до 9 часов.
Моцарт был очень востребованным, успешным и высокооплачиваемым музыкантом. Он много выступал и давал частные уроки. Несмотря на хорошие заработки, композитор часто жаловался, что ему не хватает денег. Тратил Моцарт действительно немало: на жилье в центре Вены, шикарный гардероб и светские мероприятия уходила уйма денег. В погоне за дополнительным доходом Моцарт придумал печатать и продавать свои ноты, позже эту идею переняли и другие композиторы. Но все равно, после смерти Моцарта при загадочных обстоятельствах жена унаследовала от него одни долги.
Даже сегодня произведения Моцарта действуют на слушателей, как антидепрессанты. Они светлые, легкие, с тонким юмором. Вспомните «Турецкое рондо» — третью часть сонаты № 11 ля мажор — после этой музыки улучшается настроение, хочется улыбаться и шутить.
Что стоит послушать из произведений Моцарта
Симфония «Юпитер»;
Соната № 11 ля-мажор.
«Художественный террорист» Бетховен
Про Людвига ван Бетховена все знают одно: он был глухой. На самом деле, слух он начал терять постепенно. Полная глухота наступила уже в преклонном возрасте, за девять лет до его смерти. До этого он успел написать несколько мощнейших произведений, первым соединил хор с оркестром и изменил представление о симфонии.
До Бетховена эта музыкальная форма воспринималась как что-то прекрасное, рассказывающее о красоте и любви. Будучи холериком, композитор довел симфонию до эмоционального предела. Он ставил конфликты, нарочно использовал некрасивые, грубые для того времени звучания, пытался эпатировать публику не только музыкой, но и своим ярким внешним видом.
Бетховена считали авангардистом. Его вечно взъерошенные волосы и сумасшедший взгляд магнетическим образом действовали на современников. Он писал не для широкого слушателя, а для образованных эстетов, правда, и они не всегда принимали его творчество. Один из музыкальных критиков даже назвал бетховенскую Крейцерову сонату актом «эстетического или художественного терроризма».
Людвиг ван Бетховен Пьеса (Рондо) «Ярость из-за утерянного гроша»
Что стоит послушать из произведений Бетховена
Симфония № 5;
Симфония № 6;
Симфония № 9;
Соната «Патетическая».
Музыкальная психотерапия
Появившись в эпоху классицизма, симфония стала первым музыкальным жанром, построенным в форме повествования. Симфония строилась из четырех частей. В начале композитор рассказывал о конфликте, который должен был разрешиться к финалу.
Гайдн, Моцарт и Бетховен по-разному относились к симфониям, выстраивая внутри своих произведений тонкий психологический сюжет. Например, Бетховен с первой же части заявлял о злом роке, нависшем над героем, а Моцарт предпочитал не сгущать краски, а нагнетать трагизм постепенно.
Симфонии этих трех композиторов и сегодня подобны сеансам психотерапевтов — Святослав Рихтер, например, был уверен, что музыка Гайдна полезна для здоровья. Слушатели произведений гениев классицизма буквально переживают личную драму, затем осмысляют свои поступки, а в финале композитор дает рецепт для преодоления проблемы. Как и в психотерапии, главное тут — правильно выбрать лечащего врача-композитора.