Несколько лет назад кандидат наук, врач-биохимик, лектор РГСУ и популяризатор науки Ксения Варакина-Митрай из Волгограда приняла участие в волонтерской программе по спасению черепах от браконьеров. О своей миссии и приключениях на острове Боа-Вишта (Кабо-Верде) она рассказала «Вокруг света».
Миссия выполнима
Проект по спасению морских черепах в Кабо-Верде вырос из небольшой гражданской инициативы. Я узнала о нем, когда училась в аспирантуре в Германии. Присоединиться к проекту может любой желающий. Для этого нужно всего лишь хорошо знать английский язык и быть неравнодушным к морским черепахам. Тогда у меня еще не было двух детей, и я решила разбавить свои научные будни приключением на острове Боа-Вишта.
Со мной отправились две подруги из России — вместе спасать черепах веселее. Одна из напарниц английский язык знала хорошо, а вторая — только несколько фраз. Но поехать к океану очень хотелось всем, и я написала сопроводительные письма в организацию за нас троих. В итоге нас выбрали, подружки приехали ко мне в Германию, а оттуда мы отправились в Кабо-Верде.
Быт и прочие радости
Боа-Вишта — самый засушливый из всех островов архипелага Кабо-Верде. Нам предложили поселиться в небольшом домике с двумя комнатами, одну из которых уже занимали солдаты армии Кабо-Верде. Мебели там не было, но зато были общие душ и туалет. Мы решили отказаться от этих удобств и две недели ночевали в спальных мешках в палаточном лагере на пляже, а в домик ходили только мыться в душе.
Наш перелет до Кабо-Верде и работа на Боа-Вишта не оплачивались: как и все остальные участники программы, мы были волонтерами. Зато питание в основном было бесплатным. Основной рацион, конечно, на острове небогатый: фрукты и бобовые, а готовить волонтерам приходится самим прямо в палаточном лагере.
Иногда к нам приплывали рыбаки на лодке и угощали свежим уловом, а местные жители приносили нам козье мясо из деревни. Спасением стал единственный магазин на острове, в котором можно было купить сок, лимонад и снеки. Обычно лавка открывалась в 11 утра, но для нас ее открывали намного раньше. Вероятно, мы делали владельцам этого магазина выручку на месяцы вперед.
К нам был приставлен местный житель, но вскоре выяснилось, что он лечится от наркозависимости, а сопровождение волонтеров для него является частью реабилитационной программы. В последний день он украл наши деньги и сбежал. Деньги мы в итоги вернули, но репутация этого «помощника» была испорчена окончательно, а его реабилитация потерпела фиаско.
Браконьерству — бой!
Три волонтерских лагеря были разбиты в разных концах острова. В нашем лагере, кроме меня с подругами, жили учительница из Португалии, веселая пенсионерка из Германии, которая сдавала квартиру в центре Штутгарта, а на вырученные средства путешествовала по миру, а также австралийка предпенсионного возраста. Вот такой женской бригадой мы дежурили ночами, оберегая черепах и их яйца от браконьеров.
Обычно нарушители двигались вдоль берега и переворачивали черепах панцирями вниз, чтобы те не могли сдвинуться с места. На обратном пути браконьеры просто собирали перевернутых черепах и разоряли их кладки. В сопровождении солдат мы патрулировали берег всю ночь, а утром возвращались в лагерь, отсыпались и до вечера насаждались солнцем и океаном. В самую последнюю ночь наш патруль поймал с поличным двух браконьеров.
Некоторые волонтеры жили на острове месяцами. Но большинство, как и мы, приезжали всего на две недели. Кажется, что это очень мало. Однако даже за этот срок можно получить очень много впечатлений. Например, мы подружились с местными деревенскими детьми и раздали им всю нашу бижутерию. Игрушек в привычном понимании у местных детей по причине бедности нет, и они находят другие развлечения. Так, скакалками им служат вымытые козьи кишки.
Начни с себя
Сейчас модно говорить о комплексных мерах по сохранению природных богатств и экологии. Это прекрасные, но слишком пафосные слова, которые никогда не будут близки среднестатистическому человеку, пока он сам не увидит ущерб, причиненный природе.
Мы жили на берегу Атлантического океана — на пляж ежедневно выносило горы мусора, включая сети, бутылки и пластиковые контейнеры, которые выбрасывали рыбаки. Так много отходов я никогда не видела. Местные жители привыкли к существованию в такой свалке, а нам привыкать не хотелось. В итоге мы ежедневно ходили вдоль пляжной линии с огромными пакетами и собирали в них мусор. Каждый раз мы наполняли их целиком.
Для меня это стало важным уроком: не нужно принимать происходящее вокруг тебя как неизбежность или данность. Если тебе что-то не нравится, нужно менять это или хотя бы пытаться.