Психологи из Центра исследований мозга, работоспособности и питания Университета Нортумбрии (Великобритания)
Для испытания набрали 50 британских студентов старше 18 лет, которые уже имели права и опыт вождения. В эксперименте они управляли не настоящим автомобилем на реальной дороге, а «ехали» на симуляторе вождения виртуальной реальности (VR). Участникам не сказали, что тестируют с их помощью аромат — для них это было исследование использования VR, моделирующей вождение.
Участников случайным образом разделили на две группы: у первой рядом работал диффузор с маслом мяты перечной, вторая не подвергалась действию какого-либо запаха. Первые пять минут водителям давали вести «машину» в спокойной обстановке, но в следующие 15 минут на виртуальной дороге начинали происходить «бесчинства», которые могут спровоцировать стресс, ярость и агрессивную реакцию. Например, другие водители могли нарушать правила, резко тормозить или выезжать на полосу движения участника без указания поворота.
Реакцию фиксировали сразу с нескольких сторон: программное обеспечение записывало агрессивное поведение, а два исследователя наблюдали за вербальными сигналами ярости.
Анализ полученных данных показал, что в группе, получавшей аромат мяты перечной, агрессия проявлялась на 16,7% меньше, чем в контрольной. Также под воздействием запаха были значительно лучше показатели спокойствия, бдительности и подверженности стрессу.
По выводам исследователей, запах масла мяты действительно снижает агрессию за рулем, даже если водитель оказывается в стрессовых ситуациях. Авторы предлагают автолюбителям использовать аромамасло ежедневно, в том числе начать выпуск специальных освежителей для машин с этим компонентом.
Позитивное и успокаивающее действие аромата ученые объясняют тем, что соединения в эфирном масле мяты оказывают антидепрессивное действие на мозг.