На Марсе нашли ответ на вопрос, откуда взялась жизнь на Земле

12 лет тому назад ровер Curiosity нашел в осадочных отложениях марсианского кратера Гэйл органический материал, химический состав которого поставил в то время земных ученых в тупик

8 июля 20241
На Марсе нашли ответ на вопрос, откуда взялась жизнь на Земле

Однако сейчас авторы нового исследования, ученые из Копенгагенского университета (Дания), Токийского университета и Токийского технологического института (Япония), пришли к выводу, что образцы, доставленные с Марса, — это неопровержимое доказательство того, что выдвинутая ими еще десять лет тому назад гипотеза происхождения жизни на Земле (и, возможно, и на Марсе) верна.

Согласно этой теории, органические молекулы, строительные кирпичики всего живого, формировались в атмосфере планеты в процессе фотолиза — расщепления молекул двуокиси углерода под воздействием ультрафиолетового излучения на кислород и угарный газ (моноокись углерода).

Химический анализ двух образцов органики, доставленных с Марса, показал, что в них содержится на удивление мало одного из двух стабильных изотопов углерода, C-13. Ученые, статья которых опубликована в журнале Nature Geoscience, раскрыли эту загадку.

Основываясь на принципах квантовой механики, исследователи смоделировали, что происходит, когда богатая углекислым газом атмосфера подвергается воздействию солнечного излучения, и полученные результаты совпали с реальностью — С-13 в породах на поверхности планеты действительно должно быть очень мало, а в вулканических породах, наоборот, много. Это подтверждается результатами химического анализа прилетевшего с Марса метеорита, обнаруженного в Антарктике несколько лет тому назад.

«Таким образом, как мы и предсказывали, Солнце расщепляло двуокись углерода в марсианской атмосфере миллиарды лет тому назад. Получающаяся моноокись углерода постепенно вступала в реакции с другими химическими веществами в атмосфере, синтезируя тем самым сложные молекулы, что обеспечивало Марс органическими веществами. Эти основанные на углероде сложные молекулы и есть основа жизни на планете.

Правда, пока остается открытым вопрос, привело ли образование этих органических веществ к появлению жизни на Марсе. Но поскольку содержание двуокиси углерода в атмосферах Земли, Марса и Венеры в те далекие времена, когда шел активный фотолиз, было очень похожим, полученные нами результаты очень важны для понимания того, как зародилась жизнь на нашей планете», — объяснил один из авторов статьи, профессор Мэтью Джонсон.