Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

На раскопки — с аквалангом: что такое подводная археология и как ученые исследуют затонувшие поселения на дне озера Иссык-Куль

Новые находки могут пролить свет на обстоятельства природной катастрофы, случившейся в горах Тянь-Шаня несколько веков назад

18 февраля 2025Обсудить

Чем занимаются подводные археологи? Как можно сохранить артефакты, пролежавшие на дне сотни лет? Какие тайны скрывают глубины озера Иссык-Куль? На эти и другие вопросы в материале для Vokrugsveta.ru отвечают проект о культуре «Не придумали!» и сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН Максим Меньшиков.

На раскопки — с аквалангом: что такое подводная археология и как ученые исследуют затонувшие поселения на дне озера Иссык-Куль | Источник: Album / ASF via Legion Media
Источник:

Album / ASF via Legion Media

Зарождение подводной археологии

Попытки исследовать подводный мир люди предпринимали задолго до нашей эры — упоминания о профессиональных ныряльщиках-«фридайверах» можно встретить в античных источниках. Тогда же некоторые мыслители начали задумываться о создании приспособлений, позволяющих человеку находиться под водой дольше, чем на одном вдохе. Однако первое из них — водолазный колокол — появилось только много столетий спустя, в позднем Средневековье. По сути, это была перевернутая вверх дном бочка с небольшим запасом воздуха, которую удерживал от всплытия привязанный груз.

Позднее появились более совершенные конструкции — с иллюминаторами и механизмом подачи воздуха с поверхности. Свой вклад в развитие водолазного колокола в конце XVII века внес известный английский астроном Эдмонд Галлей, а первый рабочий водолазный костюм удалось создать только в XIX веке.

Так Эдмонд Галлей в конце XVII века изобразил свой водолазный колокол и работающего под водой человека в костюме из кожи, пропитанной смесью пчелиного воска, сала, скипидара и китового жира | Источник: Objectivity / YouTube

Так Эдмонд Галлей в конце XVII века изобразил свой водолазный колокол и работающего под водой человека в костюме из кожи, пропитанной смесью пчелиного воска, сала, скипидара и китового жира

Источник:

Objectivity / YouTube

Разумеется, «водолазные технологии» использовались прежде всего в военных целях, а также для обследования затонувших на небольшой глубине кораблей с целью подъема с них ценных грузов. Проводить подводные работы, похожие на современные археологические изыскания, начали в XIX столетии. Так, в 1802 году у острова Кифира затонул корабль «Ментор», на котором находились сокровища Парфенона. Античные статуи вез в Великобританию британский посланник в Константинополе лорд Томас Брюс Элгин. Он организовал работы по спасению хотя бы части экспонатов, и в течение двух лет со дна удалось поднять 16 ящиков со скульптурами и даже мраморный трон.

В 1900 году недалеко от греческого острова Антикитера на дне Средиземного моря было обнаружено римское грузовое судно. С ноября 1900-го по сентябрь 1901 года с него подняли огромное количество артефактов, в том числе ряд бронзовых и мраморных статуй — Аполлона, Диомеда, Геракла, так называемого «Эфеба с Антикитеры» и других, — монеты, керамику, ювелирные изделия и необычное механическое устройство, которое получило название Антикитерский механизм. Позже ученые установили, что его использовали для расчета движения небесных тел: механизм, созданный во второй половине II века до н. э., позволял вычислить даты 42 астрономических событий.

Фрагменты Антикитерского механизма в Национальном археологическом музее в Афинах | Источник: Francesco Bini, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Фрагменты Антикитерского механизма в Национальном археологическом музее в Афинах

Источник:

Francesco Bini, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

В 1930-х годах появился новый метод проведения археологических изысканий на дне водоемов: интересующую ученых территорию огораживали барьерами, а затем осушали. В частности, этот способ применили во время исследований на озере Неми в Италии, где в I веке н. э. затонули два судна, принадлежавшие императору Калигуле. Еще в 1444 году кардинал Просперо Колонна приказал ныряльщикам изучить останки кораблей, но поднять их удалось только через пять веков, откачав воду из озера в окрестные долины.

Настоящей революцией во всех сферах изучения подводного мира стало появление акваланга — его в 1943 году изобрели французы Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян.

Подводная археология в России

Отечественная школа подводной археологии начала формироваться в 1920-х годах. В 1923-м была создана организация «Экспедиция подводных работ особого назначения», главной целью которой был подъем затонувших военных кораблей и подводных лодок. На тот момент еще не существовало аквалангов, оборудование было очень тяжелым, и человек не мог передвигаться под водой автономно, поскольку был «привязан» к подающему воздух шлангу.

Долгое время одним из основных направлений подводной археологии в СССР была Фанагория, древнегреческая колония на Таманском полуострове. В 1950-х годах начались первые подводные археологические исследования в этом регионе под руководством знаменитого археолога Владимира Блаватского. В 1957 году он организовал кружок энтузиастов, которые занимались подводной археологией уже с использованием аквалангов.

Для расчистки грунта во время подводных работ археологи используют специальный «пылесос», всасывающий грунт. Подводная часть Фанагории, 2018 год | Источник: Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» / phanagoria.info

Для расчистки грунта во время подводных работ археологи используют специальный «пылесос», всасывающий грунт. Подводная часть Фанагории, 2018 год

Источник:

Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» / phanagoria.info

Одним из объектов, который они исследовали, было городище Фанагория — большой античный город, часть которого находится на земле, а часть — под водой. По подсчетам Блаватского, под водой может располагаться около 15 гектаров площади древнего города. Подводные исследования проводились до 1959 года, а возобновили их только в 1999-м.

Подводные камни подводных экспедиций

Подводная археология исследует следы материальной культуры, которые по тем или иным причинам оказываются на дне моря, реки, озера и т. д. При этом у каждого водоема имеется своя специфика, требующая от археологов особого подхода к организации погружений и работы на дне.

Во-первых, важную роль играет географическое положение водоема. Если в Красном море дайвер может опуститься на глубину 40 метров, пробыть под водой около 40 минут и спокойно подняться на поверхность, то при исследовании горных озер нырять приходится иначе. Например, в озере Иссык-Куль, расположенном в Кыргызстане на высоте свыше 1600 метров над уровнем моря, на 20-метровой глубине можно провести только 5–10 минут, после чего нужно всплывать, причем медленно, чтобы не заработать кессонную болезнь. В том числе поэтому исследующие дно Иссык-Куля археологи в основном работают на глубине до 5 метров.

Погружение в Иссык-Куль во время экспедиции 2024 года | Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым

Погружение в Иссык-Куль во время экспедиции 2024 года

Источник:

Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым

Во-вторых, многое зависит от погоды. При сильном ветре и волнах видимость на дне падает всего лишь до 40 сантиметров, что серьезно усложняет исследования. Но археологов это не останавливает: даже в таких непростых условиях водолаз может, осторожно перемещаясь, сделать серию фотографий, на основе которых позже будет создан ортофотоплан дна — то есть его цифровое изображение, четко привязанное к определенной системе координат. Здесь на выручку приходят современные технологии: для предварительного картографирования дна ученые используют съемку с дронов и гидролокаторы.

В основном подводной археологией занимаются профессиональные водолазы. Максим Меньшиков — скорее исключение из этого правила. Он прежде всего археолог и уже потом — водолаз. В 2023–2024 гг. Максим Меньшиков был соруководителем совместной экспедиции Института археологии РАН и Института истории, археологии и этнологии НАН Кыргызстана на озере Иссык-Куль.

Поднимать нельзя оставить

На состояние находящихся под водой построек, кораблей и артефактов, влияет огромное количество факторов. Так, затопленные поселения, оказавшиеся на мелководье, активно размываются при сильном ветре и под влиянием течений. Чем больше глубина, тем, как правило, лучше сохранность объектов, но тут важную роль играют состав воды и наличие в ней определенных бактерий. Скажем, в воде Иссык-Куля отлично сохраняются предметы из бронзы, а вот керамика быстро обрастает кораллоподобным налетом, который приходится аккуратно счищать. В черноморской воде, богатой сероводородом, хорошо «чувствуют» себя органические материалы — от древесины до канатов.

Можно подумать, что основная задача подводных археологов, состоит в том, чтобы поднять на поверхность как можно больше обнаруженных на дне предметов, но на самом деле ученые прежде всего занимаются фиксацией находок, стараясь не тревожить их лишний раз — слишком высок риск повреждений. Если же какой-то артефакт все-таки нужно извлечь из воды, то любой предмет, будь то керамический сосуд или корабль, требуется как можно скорее поместить в условный аквариум с такой же средой, как и в водоеме.

После этого с поднятыми предметами начинают работать реставраторы. Металл стабилизируют, очищают, консервируют, а дерево пропитывают раствором полиэтиленгликоля, который постепенно замещает воду. Весьма эффективные технологии вакуумной сушки из-за своей дороговизны пока что применяются в подводной археологии нечасто.

Линейный корабль «Васа» должен был стать гордостью шведского военного флота, но из-за просчетов конструкторов затонул в первом же плавании в 1628 году. Спустя 333 года его подняли на поверхность и превратили в музейный экспонат. На замещение впитанных древесиной «Васы» почти 600 тонн морской воды полиэтиленгликолем ушло 17 лет | Источник: Joko via Legion Media

Линейный корабль «Васа» должен был стать гордостью шведского военного флота, но из-за просчетов конструкторов затонул в первом же плавании в 1628 году. Спустя 333 года его подняли на поверхность и превратили в музейный экспонат. На замещение впитанных древесиной «Васы» почти 600 тонн морской воды полиэтиленгликолем ушло 17 лет

Источник:

Joko via Legion Media

Исследования «иссык-кульской Атлантиды»

Когда-то по берегам озера Иссык-Куль, лежащего между двумя хребтами Северного Тянь-Шаня, пролегал один из маршрутов Великого шелкового пути, а отметка на карте в знаменитом Каталонском атласе конца XIV века утверждает, что возле озера стоял монастырь в котором был похоронен апостол Матфей. Однако позднее вода в озере резко поднялась, затопив прибрежные поселения.

Спутниковый снимок озера Иссык-Куль. Красным прямоугольником отмечена примерная зона проведения археологических работ в 2023–2024 гг. | Источник: NASA Image Collection via Legion Media

Спутниковый снимок озера Иссык-Куль. Красным прямоугольником отмечена примерная зона проведения археологических работ в 2023–2024 гг.

Источник:

NASA Image Collection via Legion Media

В письменных источниках нет упоминаний об этом катаклизме, но легенды о подводных городах Иссык-Куля передавались местными жителями из поколения в поколение. Вероятно, одним из первых среди европейцев их услышал Петр Семенов-Тян-Шанский, который побывал на Иссык-Куле в 1856–1857 гг.

«Интересно было бы для меня проверить рассказы каракиргизов об исчезнувших под водой развалинах строений, которые иногда, при низком стоянии воды, бывают видны и поныне. В подтверждение этого показания каракиргизы сообщали мне, что они нередко находили на берегу, осмотренном мной 13 июня, кирпичи и камни, из которых были сложены исчезнувшие под водой строения», — писал Семенов-Тян-Шанский о своем посещении озера.

В 1871–1873 гг. отечественные исследователи обсуждали проведение на Иссык-Куле водолазных работ, но пришли к выводу, что организация подобной экспедиции потребует огромных затрат. К тому же в то время даже просто добраться до озера было проблематично, не говоря уже о доставке в тяжелого оборудования. Поэтому проект так и остался на бумаге.

В 1930-х годах первые погружения в озеро и находки в нем совершили уже советские ученые, а с появлением в СССР аквалангов археологи в 1950-х годах изучали дно Иссык-Куля в течение двух сезонов. Затем подводные исследования в разных частях озера периодически возобновлялись — экспедиция 2023–2024 гг. была организована после почти десятилетнего перерыва.

За два сезона работы на археологическом комплексе Тору-Айгыр в северо-западной части озера ученым и присоединившимся к экспедиции добровольцам удалось обнаружить на дне фрагменты зданий — в том числе построек домонгольского времени из обожженного кирпича — и деревянные сваи, датируемые началом XV века. Интересные объекты сохранились не только на дне озера — например, в Иссык-Куле обнаружили фрагмент крепости, частично расположенный на берегу.

Искать остатки построек в воде гораздо сложнее, чем, например, затонувшие корабли. Суда имеют четко очерченную форму, поэтому их в отличие от разрушенного фундамента, легко заметить и зафиксировать. Здесь и далее снимки, сделанные на дне Иссык-Куля во время экспедиции 2024 года | Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым
Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым
Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым
Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым
Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым
Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым
+2
Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым
Источник: Алексей Журавлев; фото предоставлено Максимом Меньшиковым

Сделанные за годы подводных исследований озера Иссык-Куль находки позволяют предположить, что в начале XV века здесь произошло сильное землетрясение, в результате которого обширные участки прежнего берега озера ушли под воду вместе со стоявшими на них поселениями. При этом поселение, находившееся на месте комплекса Тору-Айгыр, к тому времени уже могло пустовать: анализ найденных на дне кирпичей показал, что незадолго до затопления здесь произошел сильный пожар.

Дальнейшие археологические исследования с участием палеосейсмологов, палеоботаников и других специалистов могут не только пролить свет на историю «иссык-кульской Атлантиды», но и расширить научные представления о сейсмической активности в регионе, что, возможно, позволит оценить вероятность нового мощного землетрясения в районе Иссык-Куля.

Один день из жизни иссык-кульской экспедиции

Рассказывает сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН Максим Меньшиков

Максим Меньшиков | Источник: фото предоставлено проектом «Не придумали!»

Максим Меньшиков

Источник:

фото предоставлено проектом «Не придумали!»

— С утра очень рано на рассвете встаешь, смотришь, нет ли ветра. Если ветра нет, поднимаешь всех без завтрака, все грузят тяжелое оборудование в машину: лодку, баллоны, все снаряжение. Едем на берег, и пока утренний ровный штиль, пока вода не подняла муть, мы работаем под водой — обычно это не более трех часов. Вообще, норма — не больше четырех часов, работать дольше тяжело и опасно. Тем более, Иссык-Куль — это высокогорное озеро, там есть нюансы при погружении. Потом возвращаемся после утреннего погружения, завтракаем и дальше принимаем решение о последующих выходах в тот же день, но уже с более легкими задачами: осмотром памятников и так далее. Каждый день все по-новому.

Другими историями из своих археологических экспедиций Максим Меньшиков ранее поделился в одном из выпусков подкаста «Вопрос непраздный!»:

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения