В мае-июне 2024 года на экраны вышел третий сезон популярного исторического сериала «Бриджертоны», действие в котором разворачивается в альтернативной Великобритании эпохи Регентства. О том, какие события предшествовали сериальным, можно узнать из спин-оффа «Бриджертонов» под названием «Королева Шарлотта: история Бриджертонов». Шестисерийная драма о любви британского короля Георга III и его супруги принцессы Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой объясняет, как во вселенной «Бриджертонов» сложились особые межрасовые отношения.
Королевская чета в жизни…
Младшая дочь герцога Карла Людвига Фридриха Мекленбург-Стрелицкого София Шарлотта родилась 19 мая 1744 года. Когда Шарлотте исполнилось 17 лет, новый король Англии, 22-летний Георг III, попросил ее руки. Британскому монарху требовалась супруга и наследники, и он выбрал Шарлотту из небольшого списка принцесс-протестанток. Шарлотта, по наблюдению одного из ее современников, не отличаясь традиционной красотой, обладала «живым, но спокойным характером».
Когда принцесса Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая впервые встретилась с Георгом III в 1761 году, она, согласно рассказу очевидца, «бросилась к его ногам», что побудило английского короля поднять ее, обнять и провести через сад «вверх по ступеням во дворец». Всего несколько часов спустя немецкая принцесса вышла замуж за Георга, став новой королевой Англии.
Из-за плохого самочувствия после тяжелого морского путешествия Шарлотта была настолько худой, что едва могла выдержать вес своего свадебного платья, украшенного бриллиантами. Спустя две недели состоялась пышная совместная коронация новоиспеченных супругов, а через год после свадьбы Шарлотта родила будущего Георга IV — первого из 15 детей пары, 13 из которых дожили до совершеннолетия. Оба супруга уделяли большое внимание воспитанию наследника, а также его братьев и сестер.
Хотя их брак не был заключен по любви, отношения Шарлотты и Георга складывались вполне счастливо. Среди прочего король и королева разделяли любовь к музыке, часто играя в дуэте: Шарлотта — на клавесине, а Георг — на флейте. Всё изменилось, когда в конце 1780-х годов психическое заболевание короля не положило начало его медленному угасанию.
В 1788 году Георг перенес первый серьезный приступ: король страдал как от физической боли, так и от душевного расстройства, включая периоды «непрекращающейся болтливости», во время которых он говорил до тех пор, пока у него не начинала идти пена изо рта. Он обвинял жену в изменах, а как-то раз даже напал на своего старшего сына Георга, принца Уэльского.
Точные причины недуга Георга остаются предметом дискуссий. В середине XX века некоторые считали его психическое расстройство следствием порфирии — генетического заболевания, которым страдали британские монархи. Более поздние исследования предполагают, что у Георга III было биполярное расстройство. Врач Фрэнсис Уиллис, лечивший монарха прибегал к довольно жестоким методам, включая ванны с ледяной водой и гирудотерапию. Тем не менее, лечение дало положительный эффект, но лишь временный.
Король продолжал страдать от периодических приступов, и в 1811 году его сын официально стал регентом в связи с недееспособностью Георга III. В этот период Шарлотта руководила двором вместо бывшей жены сына, Каролины Брауншвейгской. Она преданно заботилась о короле, но старалась никогда не оставаться с ним наедине. 74-летняя королева умерла от пневмонии в 1818 году, на два года раньше своего мужа. Они похоронены рядом в королевском склепе Виндзорского замка.
…и на экране
В сериале Шарлотта изображена как чернокожая женщина, чей брак с королем открыл для цветных людей двери в высшее общество Англии XVIII века. Как говорит чернокожая аристократка леди Агата Данбери в «Бриджертонах»: «Мы были двумя отдельными обществами, разделенными по цвету кожи, пока король не влюбился в одну из нас».
Спин-офф «Бриджертонов» раскрывает эту реплику. Из него следует, что мать Георга III, принцесса Августа, поспешно даровала титулы богатым чернокожим семьям после женитьбы сына. Попытка интеграции, получившая название «Великий эксперимент», не сразу увенчалась успехом, встретив сопротивление среди знати.
Версию, что Шарлотта действительно была чернокожей, в конце 1990-х годов выдвинул историк Марио де Вальдес-и-Коком. Он утверждал, что принцесса была потомком португальского короля XIII Афонсу III и его мавританской возлюбленной Мадраганы. В качестве доказательства своей теории Вальдес указывал на «явные африканские черты на многих портретах королевы». Большинство историков относятся к этой версии со скепсисом, считая аргументы ее автора неубедительными
В реальности межрасовые отношения в Англии того времени были гораздо сложнее, чем показано в «Бриджертонах» и «Королеве Шарлотте». По данным Historic England, во второй половине XVIII века в стране проживало около 15 000 чернокожих. Большинство из этих людей работали в качестве домашней прислуги (как наемной, так и в рабских условиях). Хотя Британия отменила работорговлю в 1807 году — в немалой степени благодаря усилиям чернокожих аболиционистов, включая Игнатиуса Санчо — рабство оставалось законным в британских колониях до 1833 года, а эксплуататорская практика, при которой недавно освобожденных взрослых рабов заставляли годами работать подмастерьями, сохранялась до 1838 года.
Как отмечает историк Марлен Кёниг, действие «Бриджертонов» разворачивается во времена, когда «разнообразия в том виде, в каком мы понимаем значение этого слова, не существовало». По ее словам, продюсеры и звезды сериала рассматривают включение в сюжет чернокожих персонажей как форму эскапизма и фантазии, но факт остается фактом: в мире «Бриджертонов» рабство не только существует, но и служит непосредственным источником значительной части демонстрируемой на экране роскоши.
Сказка ложь, но не совсем
Первой чернокожей аристократкой Великобритании считается Дайду Элизабет Белль, дочь порабощенной африканки и капитана Королевского флота. Она родилась в 1761 году и вместе с белой кузиной росла в семье дяди своего отца, графа Мэнсфилда, в его роскошном лондонском поместье. По общему мнению, к Белль относились как к члену семьи, хотя она и не присутствовала за столом вместе с остальными домочадцами, когда губернатор Массачусетса Томас Хатчинсон заехал в поместье на ужин в августе 1779 года.
Век спустя королева Виктория согласилась стать крестной матерью Сары Форбс Бонетты, молодой девушки, родившейся из знатной семьи африканского народа йоруба. В конце 1840-х годов король Дагомеи по имени Гезо напал на племя Бонетты, убил ее родителей и забрал девочку в рабство. Когда в 1850 году британскому капитану не удалось убедить Гезо отказаться от работорговли, король в качестве утешительного сувенира подарил ему Бонетту. Когда девочку привезли в Англию, королева Виктория согласилась взять ее под свою опеку. Королева оплачивала образование крестницы и присматривала за ней на протяжении всей ее жизни.