В шутку, порой насмешливо, порой ласкательно, военные пилоты называли старый «Фоккер» выпуска 1918 года «Чижиком»… Десять лет назад некоторое время я летал на такой машине, вызывая снисходительные улыбки друзей. Но я без смущения вспоминаю своего скромного «Чижа», который не раз принимал вид грозного орла.
В 1928 году я принимал участие в Бобруйских маневрах. Летать пришлось на «Чижике». Однажды утром я сидел в засаде с заведенным мотором. Солнечные лучи разогнали легкий утренний туман, и с секунды на секунду следовало ожидать появления «вражеских» самолетов. Глаза не отрываются от горизонта. В синем безоблачном небе неожиданно появляются «они», и тогда в один миг я должен взлететь и ринуться навстречу.
Что-то тебя ожидает, мой верный «Чиж»! Неотвязным мыслям вторил гул мотора… и вдруг чуть заметный рой самолетов потянулся из-за дальнего леса. Не успев разглядеть, сколько машин несется с «неприятельской» стороны, я уже был в воздухе.
Два звена — шесть самолетов — спокойно летели, не замечая «Чижика». Да им, собственно, и нечего было страшиться. Это были более современные машины, и старый «Чижик» заметно уступал им в быстроте полета. Но мой самолет обладал большей маневренностью.
«Чижик», бросайся в бой!
Оставшись незамеченным, я подобрался к звену и внезапно бросился на головной самолет. Второй шедший в строю самолет кинулся в атаку, но «Чижик» уже набрал высоту и, залетев в хвост храброго неприятеля, погнал его к земле.
В нескольких десятках метров от зеленого луга преследуемая машина сделала поворот и унеслась. «Чижик» между тем снова взлетел ввысь и стал гонять остальных. От неожиданности растерявшиеся «противники» повернули обратно. Они надеялись на скорость своих машин, — «Чижу», мол, не догнать их… Но что из того? Пуля всегда догонит удирающего врага.
Так закончился бой.
Однако радостное волнение победы длилось недолго. Спустя несколько часов на аэродром примчался автомобиль с посредником и командиром той части, чьи самолеты были отогнаны моей старой машиной.
Разобрав все подробности схватки, командир осторожно намекнул, что все произошедшее, возможно, счастливая случайность, и с любезной улыбкой откровенно предупредил: Ждите завтрашнего дня. Завтра вас погоняют как следует. Надеюсь, будет что вспомнить.
Но стоило ли предупреждать? Я понимал, что завтра два звена прилетят с единственным намерением «загонять», а затем и «прикончить» «Чижика».
Нетерпеливо провел я короткую летнюю ночь. Ранним утром, отправившись к своей машине, чтобы так же, как и вчера, застыть в ожидании «противника», я услышал знакомый гул мотора и увидел двойника своего самолета. Каков сюрприз! Ко мне на помощь поспешил мой друг Михаил Андреев. Подобно мне, он тоже летал на «Чижике», лишь с цифрой «2» на хвосте, — мой самолет был обозначен девяткой.
— Как хорошо, что ты прилетел, — встретил я приятеля и торопливо рассказал ему о вчерашнем. У меня в голове молниеносно зародился захватывающий план…
Для разговоров не хватало времени, но Андреев понял меня с полуслова. Заняли мы наши места в засаде. «Неприятель» не заставил себя ждать. Как и вчера, синело безоблачное небо. В прозрачном воздухе появились два звена. Шесть самолетов угрожающе двигались к нашему аэродрому. Андреев взлетел и устремился в сторону. Немедля, я тоже взлетел, развернулся и на полном газу кинулся за «неприятельскими» машинами. Но «враги» не видели меня, они и не подозревали, что их настигает другая машина, — все шесть самолетов моментально окружили андреевский самолет.
Замкнув моего приятеля в кольцо, «противники», точно желая помучить старую птаху, погнали «Чижика». Как позднее выразился Андреев, ему «стало жарко». «Чижика» номер два гоняли, но его двойника, с девяткой на хвосте, продолжали не замечать. И вдруг я появился перед самым носом одного из самолетов, который, сужая кольцо, делал вираж. Самолет отделился… Не давая ему выровняться, я погнал его к земле. Затем, бросившись в разорванное кольцо, выбил вторую машину.
Два «Чижика» остались против четырех «неприятельских» самолетов… В атаку! И вот, еще один самолет загнан к земле и садится на нашем аэродроме. Кольцо разорвано, развеяно. «Противники» унеслись, убежали, а мы с Андреевым, торжествуя, пошли на посадку.
Эти давние маневры, этот день, этих двух старых «чижиков» я никогда не забуду. Как мы смеялись, выйдя на траву солнечного аэродрома! А вскоре, по окончании маневров, вместе с нами невольно смеялись и пилоты шести «неприятельских» самолетов.
Статья Валерия Чкалова «На старом „Фоккере“» была опубликована в журнале «Вокруг света» № 6 за 1938 год