Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«На Урале надо смотреть, что люди могут сделать с землей — хорошего и плохого»: 11 вопросов писателю

Чем удивляет самая индустриализованная зона планеты, с чего начать знакомство с Уралом и куда податься любителям «темного туризма». Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью порталу «Вокруг света» рассказал писатель Алексей Иванов

8 августа 2022Обсудить
«На Урале надо смотреть, что люди могут сделать с землей — хорошего и плохого»: 11 вопросов писателю
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

— Современный Урал — какой он? С чем он лично у вас ассоциируется?

Существуют два мема, описывающие характер Урала и его жителей. Один — ещё советский: «Урал — опорный край державы». То есть Урал — индустриальная база страны: заводы-заводы-заводы… Другой — современный: «Челябинские мужики настолько суровы…» То есть Урал со своими заводами брутален до абсурда. Оба мема в значительной степени справедливы. Но смыслов Урала они не исчерпывают.

Поскольку промышленность подчиняется законам физики и создана не для спасения души, она — языческая. И христианство на Урале тоже легло на языческую основу — идолопоклонство аборигенов. Язычество проросло сквозь индустрию и преобразовало её. Поэтому современный Урал, говоря по-научному, экуменический, синкретический, постмодернистский, а если попросту — то территория чудес.

Алексей Иванов

Охарактеризовать Урал можно вот такими словами: эпичность, брутальность, прагматичность, чудотворность и, к сожалению, маргинальность, поскольку Россия интересуется только столицами

Алексей Иванов с точностью вписывает сюжеты своих книг в конкретную географию. Работа над каждым романом — это серия экспедиций по всей стране.

Его произведения воссоздают культурологическую карту России. «Сердце пармы», «Золото бунта», «Горнозаводская цивилизация» представляют Урал; «Вилы» — Башкортастан, Татарстан, Удмуртию, центр и Балтику; «Тобол» и «Дебри» — Сибирь. Его книги экранизируются, и это увеличивает поток туристов в регионы.

Сейчас в издательстве «РИПОЛ-классик» выпускают серию путеводителей, которые подробно описывают маршруты ивановских экспедиций и предлагают отправиться по ним в самостоятельное путешествие.

Какие факторы и какие исторические события повлияли на то, каким стал современный Урал и его жители?

Урал — огромный регион, равный по площади Франции с Германией. Какое-нибудь одно событие не могло повлиять на его развитие. Влияла сумма факторов — мощный исторический тренд. Он называется «промышленное освоение».

Урал — до сих пор самая индустриализованная зона планеты Земля. В силу исторических особенностей России, Урал превратился в промышленное квазигосударство, в котором всё было подчинено идее работы. В этом квазигосударстве была своя столица — Екатеринбург, свой тип поселения — горные заводы, своя конституция — Горный устав, своё административное деление — горные округа, своя элита — инженеры и мастера, и свой народ — рабочие, свой образ жизни, своя этика и своя культура.

Поскольку это произошло три века назад, когда все машины были ещё вододействующими, промышленность оказалась «вписанной» в природу: заводы и рудники «срослись» с реками, лесами и горами. Прогресс разрушил этот экологичный уклад, но базовые вещи остались неизменными. На Урале и сейчас жизнь во многом подчинена заводам, а главной стратегией самореализации для человека являются не деньги, власть, борьба, творчество или предприимчивость, а своё дело.

«На Урале надо смотреть, что люди могут сделать с землей — хорошего и плохого»: 11 вопросов писателю
Комплекс электростанции «Пороги» на реке Большая Сатка, Саткинский район, Челябинская область
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Есть такое мнение, что история — одна из самых ненадёжных гуманитарных наук. Какие источники вызывают ваше доверие?

Урал — не тайна за семью печатями. Он прекрасно изучен историками, географами, этнографами, филологами. Существует огромная база исследований, гигантская библиотека по истории региона.

В 70-е годы ХХ века, когда в СССР наконец появилось понимание региональных идентичностей, вышли два академических учебника — «История Урала» и «История Сибири». Хотя оценки в них определялись идеологией, факты были изложены верно.

В общем, если хочется что-то прочитать об Урале, чтобы понять его суть, то надо читать сказы Павла Бажова. В них — всё: и промышленный менталитет, и специфические сюжеты, и чудеса, обусловленные языческим характером промышленности, и дух уральского человека, для которого поиск совершенства, то есть прогресс, важнее богатства, любви, славы и справедливости.

Как вы видите своего читателя, который поедет по вашим литературным путеводителям? Чего он ищет? Зачем отправляется в это путешествие?

Урал очень разнообразен, и путеводители тоже разнообразны. У каждого из них своя тема. «В сердце пармы» — путешествие на северный Урал, в настоящий мир фэнтези: древние крепости в тайге, осады и штурмы, князья и битвы, капища и шаманы, клады и чудеса.

«Железный пояс» — презентация региона в целом. Всем известно Золотое кольцо — презентация центральной России. Существует комплекс маршрутов Серебряное ожерелье — презентация северной Руси, Поморья. А Железный пояс — промышленный Урал.

Команда Юлии Зайцевой разработала маршруты на любой вкус: автомобильные, водные, пешие, горные, экскурсионные. И так называемые «походы выходного дня», и большие экспедиции. Маршруты будут интересны скалолазам, рафтерам, спелеологам и диггерам, сторонникам интеллектуального туризма и любителям «потюленить» на пляже, тренированным спортсменам, экстремалам на квадроциклах и семьям с детишками.

Кроме того, путеводители написаны прекрасным языком, это просто хороший нон-фикшен в формате путеводителя. Так что путешествие может быть и виртуальным, но всё равно увлекательным и познавательным.

Какие города и места лучше всего включить в ознакомительный маршрут по Уралу?

Можно провести цепочку городов с севера на юг.

  • Верхотурье с удивительным храмовым комплексом.

  • Нижний Тагил с гигантским Заводом-музеем — единственным в России. Невьянск с легендарной наклонной башней Демидовых.

  • Екатеринбург — главный мегаполис Урала.

  • Полевской со старинной домной-музеем, а в его окрестностях — места из сказов Павла Бажова.

  • Миасс, рядом с которым — Ильменский минералогический заповедник.

  • Златоуст с прекрасным музеем, где выставлено булатное оружие, а неподалёку — красивейшее озеро Тургояк.

  • Магнитогорск с грандиозным металлургическим комбинатом, куда можно пойти на экскурсию, а в часе езды — знаменитый заповедник «Аркаим».

«На Урале надо смотреть, что люди могут сделать с землей — хорошего и плохого»: 11 вопросов писателю
Археологический памятник «Аркаим» — это комплекс из городища, могильника и селищ, принадлежащих к синташтинской культуре и так называемой «Стране городов». Находится в Челябинской области.
Источник:
Дмитрий Кустарниченко

Каким образом лучше всего познакомиться с историей и бытом коренных народов Урала?

Этнография — при всем к ней уважении — далеко не главное на Урале. Смысл Урала, повторюсь, — промышленное освоение. Для многих знакомство с индустрией означает просто экскурсию на действующий завод, но это лишь на самой поверхности.

На Урале немало впечатляющих руин — старинных заброшенных заводов. Гигантские шахтные комплексы и сверхглубокие карьеры. Ландшафты, изменённые трудовой деятельностью человека: горы, изрытые самоцветными копями; реки, превращённые золотыми и алмазными драгами в каскады прудов; карьеры, ставшие таинственными озерами; забытые каналы, дороги и мосты; даже территории экологических катастроф — пугающие марсианские пустыни.

Алексей Иванов

На Урале надо смотреть, что люди могут сделать с землей — хорошего и плохого.

Если говорить про Урал, все знают Екатеринбург, чуть меньше, наверное, Челябинск. А Пермь как будто остается на периферии УФО, и как туристический регион практически неизвестна даже самим россиянам. Как вы думаете, какими были исторические предпосылки у такого положения вещей?

Знакомство общества с регионом зачастую начинается с кинематографа. Что обычный человек смотрел «про Урал»? Фильм «Демидовы», сериал «Перевал Дятлова». Уральские красоты были представлены в сериалах «Угрюм-река» и «Тени исчезают в полдень».

Но ситуация меняется. Такое мощное произведение, как фильм «Сердце пармы», без сомнения предъявит нации новый образ — последнее древнерусское княжество со столицей в городе Чердынь. Скалы и реки, деревянные остроги с церковками и тайные святилища, богатыри и колдуны, боевые лоси и ведьмы-оборотни, страсти на краю цивилизации, яростная схватка христианства с могущественным таежным язычеством. Новый образ умножает символический капитал территории, новый бренд всегда увеличивает туристический трафик.

«На Урале надо смотреть, что люди могут сделать с землей — хорошего и плохого»: 11 вопросов писателю
Источник:
Кадр из фильма «Сердце пармы»

Предположим, у нашего читателя пересадка в Перми, есть 3 часа на осмотр центра города. Куда пойти, чтобы прочувствовать атмосферу?

Три часа — увы, слишком мало. Три часа — это Художественная галерея, и все. Главные образы западного Урала — старинная промышленность и таежное язычество, а для знакомства с ними надо ехать на север: в города Чусовой, Усолье, Соликамск и, конечно же, в заповедную Чердынь.

Сейчас часто можно встретить публикации о таком направлении, как темный туризм. Люди едут на места легендарных кладбищ, воинские мемориалы, где похоронены десятки тысяч солдат, бывшие лагеря ГУЛАГа. Есть такие локации и на Урале. Стоит ли туда отправляться, как вы считаете? Почему?

Конечно, такие локации есть. Можно назвать древнее кладбище Акзират в окрестностях поселка Чишмы — там стоит мавзолей проповедника, который принес в Башкирию ислам. По легенде, мавзолей воздвигнут Тамерланом.

На реке Вишере можно увидеть настоящие «острова» «архипелага ГУЛАГ» — длинную цепочку огромных бревенчатых островов самого первого лагеря ГУЛАГа, созданного при строительстве Вишерского бумажного комбината.

В городе Верхняя Пышма всех поражает грандиозная выставка военной техники, где можно увидеть, наверное, все стреляющее, что было создано в нашей стране: от чудовищного пятибашенного танка до баллистической ракеты. И подобных локаций на Урале множество. Разумеется, их стоит посмотреть: они интересны сами по себе, и за каждой стоит какая-то удивительная история.

Есть ли на Урале такое блюдо, которого не найти в Москве? Что пробовать в первую очередь, если хочется местной кухни?

Вообще-то Урал не славится гастрономической самобытностью. Абсолютный эксклюзив на Урале только один — «горный завод». Это особый род поселения, симбиоз города и завода, сложившийся во времена вододействующих машин.

На Урале больше двухсот «горных заводов», и Екатеринбург — один из них. В центре такого поселения всегда большой пруд, под плотиной — завод, а улицы тянутся по береговым склонам пруда и речки на неудобьях. Что ж, селение строилось не там, где удобно жить людям, а там, где удобно работать заводу.

«На Урале надо смотреть, что люди могут сделать с землей — хорошего и плохого»: 11 вопросов писателю
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В Европе, да и нигде в мире, ничего подобного нет: везде вододействующая промышленность стояла на каналах, и только на Урале — на прудах. Поэтому и появился уникальный градостроительный тип.

Несведущий человек может не заметить ничего необычного, но когда одна и та же планировка города повторяется раз за разом, постепенно возникает ощущение, что ты — внутри особого мира, и другие черты этого мира волшебным образом проступают из обыденности, изумляя и восхищая. И уже неважно, какое блюдо ты намерен заказать в ресторане.

Есть ли какое-то историческое событие или культурное явление в жизни Урала, о котором вы с удовольствием написали бы книгу — и, может, планируете написать?

Таких событий и явлений немало. Скажем, Урал славится своими пещерами. Кунгурская пещера оборудована для приема туристов, Ординская пещера — самая большая подводная пещера России, в Каповой пещере обнаружены наскальные рисунки. Пещеры — удивительные пространства, топология которых может выворачиваться как лента Мёбиуса.

Или древнее искусство звериного стиля, в котором смешиваются черты разных существ, и получаются жуткие ящеры и чудовища, разные птицемыши и зверолюди.

Или история зловещего ВУРСа — Восточно-Уральского радиоактивного следа, оставленного атомной катастрофой, сопоставимой с Чернобыльской, и современного заповедника смерти. Событий и явлений великое множество, потому что триста лет безжалостной и великой языческой промышленности — это бездонный колодец сюжетов и чудес.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения