О том, как человек, полагаясь только на свою силу, стал пересекать океаны, и чего на этом пути удалось достичь, рассказывает рекордсмен мира по океанской гребле Денис Горбылев.
Когда началась история этого вида спорта? Может быть, в конце XIX века, когда два американца норвежского происхождения, Фрэнк Самуэльсон и Джордж Харбо, пересекли Атлантический океан, за 55 дней и 13 часов преодолев расстояние между Бэттери Парком на острове Манхэттен и британскими островами Силли, а через несколько дней дойдя до французского порта Гавр? Или в 1969 году, когда Джон Фэрфакс первым в одиночку перешел Атлантический океан, стартовав с острова Гран-Канария и через 180 дней финишировав в Холливуд Бич во Флориде?
Или эта история началась с викингов, ведь на своих лодках они еще сотни лет назад умудрялись добраться до манящей сокровищами неизвестной земли, которую лишь столетия спустя нанесут на карты и назовут Америкой?
Сейчас, после двух успешных переходов, я склоняюсь к мысли, что все началось гораздо раньше. Наверное, когда древний человек в первый раз оказался на берегу океана, он сразу задался вопросом: а что там, за горизонтом? Что-то внутри подталкивало человека отправиться в путь за этот далекий предел, в полную неизвестность…
Маршруты через океаны
Когда мы смотрим на карту, то видим два континента — Европу и Америку, между которыми простирается Атлантический океан. В принципе, можно попытаться и просто пройти от берега до берега. Но если изучить карту внимательнее, окажется, что от одного континента до другого можно добраться по более логичному пути (который оказывается и более предсказуемым!) — от Канарских островов к Карибским.
Этот путь короче более чем на тысячу двести морских миль, но самое главное — это более стабильные погодные условия, ветер (именно в этих широтах как раз дуют пассаты) и течение. Поэтому большинство одиночек и команд выбирают маршрут Trade Winds-1: Канарские острова — Карибские острова. Этот же маршрут используется и организаторами трансокеанских гонок на океанских гребных лодках TWAC — Talisker Whisky Atlantic Chalenge.
Кроме маршрута из Европы, есть и маршрут Trade Winds-2: Кабо-Верде или Континентальная Африка — Южная Америка. Его в основном используют французские гребцы. Они стартуют из Сенегала и финишируют во Французской Гвиане.
Исходя из длительности выбирают и пути через Тихий океан. Можно идти по маршруту Сан-Франциско — Гавайские острова: по дистанции это около 2100 морских миль, пересечение занимает 40-50 суток. Но если вы решите идти из Перу или Чили в Австралию, дистанция вырастет до 6500-7000 морских миль и время, которое вы проведете в океане, увеличится до 150-200 суток.
Особенно сложными в Тихом океане являются Северный маршрут из Японии или Кореи до США и маршрут из Новой Зеландии до мыса Горн.
Самуэльсен и Харбо: первый переход через Атлантику
Но вернемся к нашим первым героям Фрэнку Самуэльсену и Джорджу Харбо, чей переход был официально зафиксирован как первый переход через Атлантический океан на веслах. К моменту старта эти двое, норвежцы по происхождению, имевшие небольшой опыт в морском деле (они зарабатывали добычей устриц), сдружились и плотно обосновались в США.
Что подтолкнуло их к переходу через океан на веслах? Позже, когда уже забылись обстоятельства этого предприятия, некоторые утверждали, что Харбо и Самуэльсен и не планировали получить какую-то награду, а отважились на авантюру, чтобы потом гастролировать по штатам, рассказывать обывателям свою историю и немного на этом зарабатывать. Но на самом деле их цель была очевидна: денежный приз, который установил Ричард Кайл Фокс (Richard Kyle Fox), издатель National Police Gazette, — в размере 10 тысяч долларов.
Основным требованием к пересечению океана было отсутствие парусов на борту. Переход должен был осуществляться на мускульной силе.
На свои сбережения Харбо и Самуэльсен купили 18-футовую гребную лодку из дуба, изготовленную из клинкера, с водонепроницаемой кедровой обшивкой. Она включала в себя пару водонепроницаемых плавучих отсеков, две скамейки для гребли и ручки на днище, чтобы помочь выровнять судно в случае опрокидывания — особенность, которая потом спасла им жизни посреди океана.
Судно несло американские флаги и было названо «Фокс» в честь редактора.
С компасом, секстантом, экземпляром «Морского альманаха», в непромокаемых куртках и с тремя наборами весел, надежно закрепленных на месте, они отправились из Бэттери в Нью-Йорке 6 июня 1896 года.
Как моряки, они использовали природные явления, такие, как ветер и течения, для того чтобы идти быстрее. В принципе все, эти требования соблюдаются до сих пор — никаких парусов, даже малейшего намека на них, только весла, да еще попутный ветер и течение (если, конечно, они есть) помогают во время перехода.
Сила рук «и никакого мошенничества»
Многие спрашивают: почему не сделать какой-нибудь тент на лодке для защиты от солнца? Это невозможно, так как может быть принято Обществом океанских гребцов за парус. Зачем давать лишнюю зацепку? Несколько лет назад женская команда из Голландии, чтобы поднять себе настроение, сделала символический парус — и вот результат: команда была дисквалифицирована.
График работы на веслах был следующий: с 8 часов до 20 часов они гребли, в это время был часовой перерыв на завтрак и еще один на обед. С 20 до 23 часов Харбо спал, Самуэльсон греб один, с 23 до 2 часов спал Самуэльсон, а на весла садился Харбо, и так до 8 часов утра.
График гребли
В наше время, когда идут командой, используют следующую рабочую схему: 2 часа гребля, 2 часа отдыха — и так на протяжении всего перехода длиной 50-60 дней. В одиночке ты сам выбираешь время для работы и отдыха, в зависимости от погодных условий или своего самочувствия, но в любом случае гребец должен выйти на 12 часов работы на веслах в сутки.
К сожалению, мы не знаем, что конкретно они брали с собой из провизии на такой длительный период пребывания в океане — наверное, то, что долго не портится, и запас пресной воды. Может быть, солонину — ведь в течение веков именно она была основным продуктом питания моряков в плавании. Впрочем, Харбо и Самуэльсен несколько раз «доснабжались» встречным судами — и водой, и провиантом. Эти же суда давали им точные координаты места встречи.
По завершении путешествия, Фокс встретил отважных героев в Париже устроили прием, на котором им были вручены золотые медали. Но никаких призовых денег и особой славы они не снискали.
По окончании всех мероприятий Фрэнк и Джордж загрузили свою лодку на корабль, следовавший в США, и отправились в обратный путь. По легенде, у корабля закончился уголь у Кейп-Кода, и мореплаватели были вынуждены спустить свою лодку на воду и идти обратно своим ходом. Но, на самом деле, когда репортер газеты «Херальд» встретил рейс в Хобокене, корабль был под парами, а Харбо и Самуэльсен были на борту.
Рекорд скорости пересечения Атлантического океана по маршруту США — Англия или Франция держался 114 лет.
Джон Фэрфакс: в одиночку через Атлантический, вдвоем через Тихий
Второй вехой в истории океанской гребли был одиночный переход Джона Фэрфакса. Джон первым в истории перешел океан в одиночку и без поддержки на океанской гребной лодке «Британия». Старт был дан 20 января 1969 года, а финиш состоялся спустя 180 дней — 19 июля 1969 года, переход был осуществлен по маршруту Канарские острова (о. Гран Канария) — Майами (Форт Лодердейл).
Джон Фэрфакс также первым перешел на весельной лодке и через Тихий океан, но уже не один, а с напарником-женщиной — Сильвией Кук. Транстихоокеанский переход они начали в Сан-Франциско, США, 26 апреля 1971 года, а финишировали на австралийском острове Хаутмен 22 апреля 1972 года. Переход через Тихий океан занял в два раза больше времени, чем через Атлантический, — 362 дня. (В наше время эта пропорция сохраняется: по времени переход через Атлантику примерно в два раза короче, чем через Тихий океан).
Переход Джона Фэрфакса и можно считать отправной точкой в развитии современной океанской гребли как спорта.
Питер Бёрд: в одиночку через Тихий океан
Питер Бёрд — человек, учредивший вместе с Кеннетом Кратчлоу в 1983 году в США современное
Тогда, в 1974-м, вдохновленный примером Джона Фэрфакса, Питер Бёрд вместе с другим англичанином, Дереком Кингом, пересек Атлантический океан за 93 суток и 7 часов по маршруту Гибралтар — Сент-Люсия (Карибские острова). Изначально команда состояла из трех человек, но третий член экипажа, Кэрол Мэйстон, по согласию сторон не продолжила переход после затянувшейся остановки в Марокко, через 150 морских миль после старта.
На достигнутом Питер не останавливается и решает идти через Тихий океан в одиночку, чтобы попытаться стать первым человеком, который это сделал. Первая попытка была предпринята 10 октября 1980 года. Питер вышел из Сан-Франциско на лодке «Британия-2», и через 147 дней плавания тропический шторм разбил его лодку о скалы острова Мауи, входящего в Гавайский архипелаг.
Вторую попытку он предпринял 23 августа 1982 года. Питер стартовал из Сан-Франциско и через 294 дня — 13 июня 1983 года — неожиданным шквалом был выброшен на Большой барьерный риф (Австралия). Если бы не подоспевший корабль австралийских ВМС, все могло бы закончиться трагически.
Эту ситуацию я полностью прочувствовал на себе, когда в марте 2023 года мою лодку перевернуло, а меня выбросило за борт на подходе к Куру. К счастью после переворота лодка встала на ровный киль, я выбрался наверх, но из-за отлива и сломанных весел, я мог только дрейфовать в сторону берега, на мое счастье берег во Французской Гвиане был не скалистый, и я смог спокойно причалить к берегу в местном яхт-клубе.
До сих пор основным признаком того, что переход завершен, является касание лодкой земли (нужно поставить лодку на песок), а этого Питер не сделал. И все же он оставил позади океан! По результатам перехода Питер был признан Обществом океанских гребцов первым человеком, пересекшим Тихий океан в одиночку, и занесен в книгу рекордов Гиннесса как человек, совершивший самое длительное плавание на веслах.
Татьяна Резвая, старший советник Общества океанских гребцов:
«Мы очень бережно относимся к достижениям первопроходцев, мы их не пересматриваем с точки зрения нынешних правил. Как говорил Питер Бёрд, они сделали то, что казалось невозможным, „открыли двери“, показав, что это выполнимо. А те, кто придёт за ними — пусть сделают лучше. Большой барьерный риф — уже акватория Австралии, так что мы считаем, что Питер действительно сделал это».
Питер и не собирался сдаваться. Он заново начал поиск спонсоров, подготовку лодки, только в этот раз он задумал перейти Тихий океан по северной его части. В основном, если гребцы хотят пройти по северу Тихого океана, они выбирают местом старта Японию или Корейский полуостров: это удобнее по погодным условиям и проще логистически, в нашей стране все-таки много бюрократии.
Но Питер выбрал местом старта наш портовый город — Владивосток. Он хотел совершить переход по маршруту Континент-Континент, а может, сыграло роль, то, что наша страна была в то время, в начале 1990-х, абсолютно новым местом на карте для всех иностранцев. Страна открывалась, и простым людям хотелось навести мосты, построить новые дружеские отношения, показать, что все мы похожи, а благородные цели всегда объединяли людей вне зависимости от национальности или вероисповедания.
В течение 1992–1995 года Питер предпринял четыре попытки перейти Тихий океан по северному маршруту. В двух случаях местом старта был Владивосток. При этом во время одной попытки он провел в океане 304 дня — но, к сожалению, из-за сложных погодных условий и очень сложного района плавания Питеру пришлось прекратить переход. Лодка и Питер были подняты на борт следовавшего в Японию корабля.
Рекорд одиночного плавания в океане был опять им побит, предыдущий рекорд 294 дня в океане тоже принадлежал ему. Вот так рекорды достигались, а основная цель опять ускользнула!
Неудачи не остановили Питера, он переносит место старта в порт Восточный (Находка). Новое место старта было более благоприятным, оно позволяло почти сразу оказаться в открытой части Японского моря, не тратя время на пересечение акватории залива Петра Великого. Но две попытки в 1995 году также не приносят результата. Из-за того, что лодка не готова к выходу теряется драгоценное время, начинают господствовать южные ветра, это не дает ему шансов на хороший старт, ветер прижимает лодку обратно к берегу.
Последняя попытка была предпринята Питером в 1996 году. 27 марта, после длительного ожидания погодного окна, он стартовал в последний раз… 3 июня 1996 года с его лодки был подан сигнал бедствия. Сильно поврежденная лодка была обнаружена кораблем в океане, но Бёрда на ней не нашли. Кто знает, что там произошло? Может быть, лодку переехал корабль или она перевернулась и Питера выбросило за борт, и он не смог забраться обратно? Ответа нет до сих пор.
Евгений Смургис: проход по Северному морскому пути и прерванная кругосветка
В нашей стране есть своя поистине легендарная личность для океанских гребцов со всего мира — Евгений Павлович Смургис из Липецка. С 1967 по 1993 год на веслах он прошел 47 000 километров по различным водным путям: морям, океанам и рекам. Он первым в мире прошел на веслах по Северному морскому пути из Тикси до Мурманска, путешествие заняло без малого пять лет. Его лодка не имела ничего общего с современными океанскими гребными лодками. У нее не было герметичных отсеков. Больше всего она походила на лодку Самуэльсона и Харбо. 9 900 километров Северного морского пути он преодолел именно на такой лодке вместе со своим сыном Александром.
По результатам перехода они стали первыми полярными гребцами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса. Таким образом Евгений Павлович с сыном Александром опередили даже легендарного исследователя Антарктиды Эрнеста Шеклтона. Тот использовал парусное оснащение шлюпок во время своего перехода с острова Элефант на острова Южной Георгии, да и весла его команде использовала незначительно, а это не соответствует критериям океанской гребли.
В июне 1993 года Евгений Смургис с сыном совершил переход из Мурманска в Лондон за 88 дней и планировали идти дальше, намереваясь осуществить первое кругосветное плавание на весельной лодке. Но в Лондоне у экспедиции возникли трудности, в том числе финансовые.
Дальше Евгению Павловичу предстояло идти одному. Выйдя из Лондона 29 сентября 1993 года, через 52 дня лодка попала в шторм, и отважный россиянин утонул. Разбитую лодку выбросило на берег. Сейчас она находится в музее французского города Ла-Трембланд.
Следующим россиянином, который хотел пересечь океан в одиночку, был житель Ростова Вячеслав Кавченко. В 2001 году его путешествие началось на Тенерифе и продлилось 8 суток, после чего он был спасен кораблем береговой охраны.
Россияне считают рекорды
На сегодняшний день соотечественники 13 раз пытались пересечь океан, и только трем из них это удалось. Первым стал Федор Конюхов на гребной лодке «Уралаз». Федор стартовал 16 октября 2002 года с острова Ла-Гомера (Канарские острова) и финишировал через 46 дней и 4 часа на острове Барбадос (Карибские острова). Это было самое быстрое на тот момент пересечение Атлантического океана по маршруту Trade Winds -1.
Не превзойденная (пока) скорость
Время идет вперед, технологии развиваются, и сейчас рекорд одиночного скоростного пересечения Атлантического океана по маршруту Канарские острова — Карибы принадлежит Марку Слатсу из Голландии. Марк установил его во время ежегодной гонки Talisker Whisky Atlantic Chalenge 2017 — это 30 дней 7 часов 49 минут.
В командном зачете пальма первенства принадлежит команде FOUR OARSMEN. Четыре британца: Джордж Биггар, Питер Робинсон, Стюарт Уоттс и Ричард Тейлор пересекли Атлантику по аналогичному маршруту за 29 дней 14 часов 34 минуты в ходе гонки Talisker Whisky Atlantic Challenge 2017-2018.
После успешного пересечения Атлантического океана Федор совершил еще два успешных и очень сложных перехода через Тихий океан. В первый раз путешественник стартовал из Конкона (Чили) и финишировал в городе Мулубала (Австралия) через 159 дней 16 часов 8 минут, став первым россиянином, успешно пересекшим Тихий океан. Второй раз, выйдя из порта Данделлин (Новая Зеландия), через 154 дня Конюхов финишировал возле островов Диего Рамирес (Чили), установив при этом два мировых рекорда.
Вторым из россиян Атлантический океан в одиночку пересек Владимир Максимов из Истры. Он вышел из Лиссабона 16 ноября 2014 года на лодке «Солярис», построенной по индивидуальному проекту. Переход благополучно завершился на острове Барбадос через 119 дней 4 часа 17 минут.
Надо сказать, что Владимир не стремился побить рекорд скорости, а наоборот настраивался на длительное пребывание в океане. Он отказался использовать автопилот и управлял лодкой вручную во время всего перехода, сам вводил поправки в систему курсоуказания и вел счисление.
В разговоре со мной он сказал: «Если человеку дается шанс вырваться в океан на свободу — зачем как можно скорее стараться вернуться обратно в социум? Надо наслаждаться каждой минутой своего нахождения в океане». Наверное, поэтому он и назвал свою лодку — Солярис.
Ну и третьим был я — Денис Горбылёв. Первый раз я пересек Атлантику в 2019 году в составе международной команды Team 5 Nation. Мы стартовали 1 апреля 2019 года из Портимао (Португалия) и финишировали 21 мая 2019 года в Ремире Монтожоли (Французская Гвиана). По итогам перехода наша команда попала в книгу рекордов Гиннесса как первая команда из 6 человек, перешедшая Атлантический океан из Европы в Южную Америку.
Во второй раз я перешел Атлантический океан в одиночку и без поддержки, стартовав 26 декабря 2022 года из Портимао (Португалия) и финишировав 3 марта 2023 года в городе Куру (Французская Гвиана). В настоящее время мой переход является самым быстрым переходом в одиночку и без поддержки из Европы в Южную Америку. Кроме того, я прошел рекордную дистанцию за сутки для гребцов-одиночек, она составляет 116.9 морских миль.
Океанская гребля активно развивается во всем мире. С каждым годом все больше отважных людей, со всего мира, пересекают океан (если на заре истории этого спорта регистрировалось по одному переходу или одной попытке в несколько лет, то к 2023 году ежегодно бросают вызов расстоянию и стихии уже десятки гребцов). Активно развиваются и трансокеанские гонки Talisker Whisky Atlantic Chalenge, через Атлантический и Тихий океаны по коротким маршрутам.
Достигшие цели
На сегодняшний день 1646 гребца успешно пересекли океан на веслах и только 150 человек сделали это более одного раза.
Приход в гонку глобального спонсора, широкое освещение гонки и ее результатов в интернете и на телевидении в Великобритании и США, строгие требования к безопасности во время гонки — всё это помогло выйти этим странам в лидеры по количеству успешных пересечений. Представители этих стран активно регистрируют рекорды в книге рекордов Гиннесса и заслуженно гордятся ими. Ну а в России в настоящее время переходы организовываются энтузиастами, и очень часто за свой счёт.
Если океанская гребля будет развиваться такими темпами, возможно, через некоторое время этот вид спорта вполне может получить признание официальных спортивных властей и стать олимпийским видом спорта.