Экспедиция команды «Антропогеос» прокатилась на внедорожниках от ледника Юнион через Южный полюс и полюс Недоступности до станции Новолазаревская и поделилась нюансами такого путешествия.
На автомобиле в Антарктиде можно проехать практически везде — даже там, где не пройдет ни человек, ни лыжник. Поэтому с их помощью выстраиваются сложные маршруты, они участвуют в закладке новых дорог и взлетно-посадочных полос, в доставке оборудования и топлива для научных и туристических экспедиций. И, конечно, они являются основным наземным транспортом для туристов.
Готовимся к экспедиции: о чем важно помнить
При составлении плана поездки на автомобилях необходимо учитывать многие нюансы, с которыми обязательно поможет туристический оператор, ответственный за организацию поездки. Самостоятельно попасть в Антарктиду на данный момент не получится. Вот о чем обязательно стоит подумать перед поездкой:
Минимальный размер автомобильного каравана — две машины и два сопровождающих гида-механика.
Максимальная заполняемость машин, которые на данный момент работают в Антарктиде, — три человека, включая водителя. На заднем сиденье должно быть достаточно просторно и должно хватить места для оборудования, которое нельзя подвергать воздействию низких температур — фототехники, аккумуляторов и т.д.
Маршрут должен проходить через точки, где возможна дозаправка автомобиля. Вместимость траков довольно большая, в том числе и для запасов горючего, но чем больше загружена машина, тем больше шансов, что что-то сломается. Важно выдерживать баланс, особенно на высоте. Чем ниже температура, тем более хрупкой становится сталь, из которой сделан автомобиль.
Маршруты, по которым будет проходить любое автомобильное туристическое путешествие, хорошо изучены, по ним ведутся все перемещения. Это вопрос безопасности пассажиров и чистоты на континенте. Рулить куда глаза глядят не получится. Да и вообще сесть за руль самому будет непросто, вам это позволят только по предварительной договоренности и если у вас есть соответствующая серьезная подготовка.
За рулем одного из внедорожников экспедиции «Антропогеос» был Сардар Сардаров, главный редактор проекта «Антропогеос» — разрешение на это удалось получить только благодаря тому, что он мастер спорта международного класса по автоспорту и очень опытный водитель в экстремальных условиях — у него за плечами неоднократные поездки на Крайний Север, по пустыням и тундре.
Сама по себе дорога по Антарктиде — это довольно медитативное приключение. Пейзаж внутри континента практически не меняется, а видеть его за окном придется каждый день. Так что если вам быстро наскучивает однообразная картинка, такой вид путешествия не для вас.
Внедорожник — не самый быстрый транспорт для перемещений в Антарктиде, но он позволяет постепенно акклиматизироваться к высоте и падающей к Южному полюсу температуре.
Высокую проходимость в самых жестких погодных и ландшафтных условиях машинам обеспечивает их специальная конструкция — особенные шины, модификации корпуса, оборудования и двигателя. Привозятся эти машины на Белый континент из Исландии.
Основные модификации, которым подвергаются автомобили при подготовке к полярным условиям:
Устанавливаются большие колеса и шины с регулируемым давлением. Для мягкого снега давление снижается, для более плотного, льда или заструг — увеличивается.
Производятся изменения в корпусе для перераспределения веса: в моделях 4x4 кузов не должен быть тяжелее переда, в 6x6 это не так важно. При этом центр гравитации располагается достаточно низко, и это одна из самых дорогостоящих модификаций. Чтобы ее реализовать, приходится полностью разбирать раму, укреплять подвеску и переделывать корпус, освобождая место для больших колес.
Добавляются элементы, необходимые именно для Антарктиды: бак для топлива, смягчители для топлива (в Антарктиде все автомобили ездят на авиационном топливе JET A1, что позволяет им заправляться на тех же топливных депо) и фильтры, которые должны быть легко доступны водителю.
Электроника тоже претерпевает изменения: используются самые устойчивые к морозам материалы, и все провода закрепляются, чтобы они не двигались во время перемещения.
Спереди и сзади на машины устанавливаются защитные рамы, к ним можно прикрепить лебедки и радары для сканирования поверхности.
Как организована автомобильная инфраструктура в Антарктиде?
Машины остаются на континенте на весь год, в том числе полярной зимой. Их накрывают и ставят на специальные постаменты, чтобы шины не касались земли. В начале сезона механики их откапывают, заводят и проверяют на готовность. Так как в Антарктиде воздух очень сухой, ржавчина им практически не грозит. А ремонт лопнувших за зиму стекол и других деталей обходится гораздо дешевле, чем перевезти весь автомобиль на самолете с большой земли.
Дорог как таковых в Антарктиде нет, но есть накатанные маршруты. В начале сезона обязательно совершается разведывательный проезд с радарами, чтобы убедиться, что путь для автопутешественников безопасен. Так как купол находится в постоянном движении, такое обновление информации каждый год обязательно.
Все лето машины работают не переставая: перевозят туристов, часто параллельно выполняя другие задачи — доставку продовольствия для лыжников и кайтеров, сбор отходов на их пути. Топливо — один их самых дорогостоящих ресурсов на континенте, поэтому всегда пытаются совместить несколько миссий. Так экономятся и время в короткий световой сезон, и деньги.
Единственным ориентиром при рулении в Антарктиде являются данные GPS-навигатора. Никаких естественных и искусственных знаков, указывающих направление, в Антарктиде нет — вокруг сплошное белое поле.
Передвижение на машинах по скорости тоже значительно отличается от привычного городского: средняя скорость в Антарктиде около 20 км/ч при хорошей погоде и ровном снеге.
В плохую погоду это может быть и 6-8 км/ч. Только в районе станции Новолазаревская, где дорога от нунатаков, острых горных вершин, торчащих из-под снега, к станции проложена и утоптана гусеничным транспортом, экспедиционному каравану «Антропогеоса» удалось разогнаться до 50 км/ч.
Это напрямую влияет на планирования времени в экспедиции — например, на преодоление расстояния от лагеря Юнион до Южного полюса, 1138 км, уйдет примерно неделя.
Стандартные автомобильные маршруты для Антарктиды это лагерь Юнион — Южный полюс и обратно, станция Новолазаревская — Южный полюс и обратно.
Другие точки по индивидуальному запросу могут быть тоже включены в программу, например, экспедиция «Антропогеоса» посетила Полюс недоступности. Его редко включают в маршруты из-за отдаленности и труднодоступности, но тем интереснее было там оказаться.
Текст: Александра Гордиенко, редактор проекта «Антропогеос»
Фото: Дина Караваева