Россиянин Константин Борисов несколько дней назад вернулся с космической вахты длиной 199 дней. Он уже успел справиться с трудностями неизбежной адаптации к земной гравитации и прибыл из США (корабль приводнился у берегов Флориды) в Казахстан, где в Байконуре начались многочисленные исследования с его участием. График у Константина сейчас очень плотный, с 8 утра и до 19 вечера его обследуют, массируют, космонавт выполняет упражнения и участвует в экспериментах. Но, несмотря на загрузку, Борисов нашел время вернуться к своему блогу и
Заняв места в корабле, космонавты еще раз проверяют затяжку ремней, закрывают визоры скафандров. Высота сначала снижается очень плавно, по несколько километров в минуту. Но скорость увеличивается. На высоте 85 километров над Землей начинается очень легкая перегрузка, всего 0,2–0,3 g. Но космонавты чувствуют ее очень ясно: их руки были «легкими и невесомыми», а теперь у них появился вес.
Пока корабль несется с огромной скоростью, Жасмин Могбели вслух отсчитывает десятки километров до приводнения, потому что Сатоши Фурукаве и Константину не приходилось переворачивать головы — экран с цифрами им уже не видно.
«Глаза сильно слезятся от перегрузки, слезы стекают по лицу и быстро ползут в волосы над ушами. Довольно скоро приходит 2g, и она чувствуется очень сильно — грудь сжата, как будто на тебя встал кто-то тяжелый и давит все сильнее», — вспоминает Борисов.
Тело автоматически пытается сопротивляться перегрузке — межреберные и грудные мышцы напрягаются. Потом в центре грудины становится ощутимо больно — это уже 3g. В иллюминаторах можно увидеть яркие вспышки, но находящимся в капсуле не до красивых пейзажей: они устремляют взгляд перед собой, дышат животом. Корабль тем временем полностью освещается ярко-оранжевым светом.
Перегрузка быстро нарастает до 4g, а потом до пика в 4,5 g, который длится 10–20 секунд. Высота уже около 20 километров — вдвое выше области, на которой летают пассажирские самолеты. Космонавты полностью концентрируются на дыхании и утешают себя тем, что скоро начнет легчать. И наконец, перегрузка снижается.
На высоте в 10 километров должен раскрыться первый из парашютов. Космонавты молчат, но не потому, что сказать нечего, а чтобы не прикусить язык в момент удара.
На высоте 2 километра наступает момент истины — должны раскрыться четыре основных парашюта. Взрыв где-то сзади — это удар перегрузкой, но после пережитых толчков и раскачиваний на высоте 10 километров этот момент намного мягче, вспоминает Борисов. Только теперь космонавты начинают поздравлять друг друга с тем, что все прошло как надо.
Затем на несколько минут можно расслабиться, но следующее испытание — высота 400 метров. «Ложимся ровно, готовимся к удару», — описывает действия Константин.
Капсулу сильно раскачивает на волнах — смотришь перед собой, представляешь, что ты в каюте яхты. На самом деле на улице штиль, корабль наклоняется всего на 10—15 градусов, но чувствуется как будто на 45.
Под какую песню космонавты выходят из гостиницы в Байконуре и зачем легкий пинок при подъеме в корабль, мы рассказывали здесь.