Опасались «негативной реакции руководства»
Сергей Белов, который был командиром воздушного судна, севшего посреди пшеничного поля в Новосибирской области 12 сентября прошлого года, назвал новую причину внеплановой посадки. По словам Белова, все произошло именно так из-за политики «Уральских авиалиний».
Как рассказал Белов, он принял решение уходить в Новосибирск вместо Омска из-за рекомендации перевозчика при возникновении неисправностей в полете следовать в тот аэропорт, где имеется подготовленный технический персонал для скорейшего устранения неисправности. К слову, после той знаменитой посадки в поле авиакомпания сразу же убрала эту рекомендацию из брифинг-пакетов экипажей.
Белов уточнил, что в момент принятия решения об уходе на запасной аэродром пилоты опасались «негативной реакции от руководства», если вразрез с рекомендациями компании сядут в Омске, где не получилось бы оперативно устранить неисправность гидравлической системы. А это, в свою очередь, вызвало бы задержку следующих вылетов и дополнительные расходы.
Это признание КВС сделал во время очередного допроса комиссией Росавиации, которая проводила новое расследование. Пилот рассказал, что основной причиной приземления посреди поля стала вовсе не ошибка экипажа и не предполетная подготовка, а «политика авиакомпании и отношение руководства к пилотам».
«Ты головой должен был думать?»
Белов отдельно отметил, что если компании нужно что-то нарушить, например, время отдыха или рабочей смены, «они тебя загонят в такие рамки». Пилотам приходится одновременно и следовать четким инструкциям в документах, и угождать авиакомпании, рассказал Белов.
В пример он привел случай, когда на рейсе при разбеге сработала сигнализация. КВС прервал взлет, освободил ВПП и сделал запись в специальном бланке для указания неполадок, выполнив все предписанные процедуры. На следующий день ему позвонили с претензией, сказав: «Ты головой должен был думать?», потому что действия Белова привели к задержке рейса.
Такой неверный, по мнению пилота, подход приводит к тому, что в сложной ситуации экипаж думает о том, как поступить в интересах дирекции. «Когда у тебя происходит отказ — стрессовая ситуация, начинаешь думать, как тебе выгородить руководство и как лучше сделать для них, чем принять правильное решение», — приводятся слова Белова в документе Росавиации.
Кроме того, Белов поделился с представителями ведомства, что каждый раз пилотам приходится писать о причинах любой задержки, доклад об этом уходит летному директору. «Ты летишь и думаешь не о полете, а как все это написать», рассказал под запись КВС.
Пилот севшего в сибирском поле лайнера также признался, что тогда по просьбе командира эскадрильи исправил в бортовом журнале время посадки предыдущего рейса. Это было сделано, чтобы скрыть нарушение минимального времени ежедневного отдыха на 20 минут.
Ранее стало известно, что Сергея Белова и второго пилота Эдуарда Семенова вскоре после инцидента в поле отправили в отпуск без сохранения зарплаты.