Результаты многолетней работы по исследованию старения впервые
За годы исследований авторам удалось восстановить зрение у старых слепых мышей, помочь их мозгу работать, как более молодой и продуктивный, оздоровить мышцы и почки. У другой группы мышей, наоборот, получилось ускорить процесс старения для большинства тканей в организме.
Как заставить время идти вспять?
Ученые утверждают, что дело не в мутациях, которые подрывают ДНК и повреждают большое количество клеток, что приводит к болезням и смерти, как считалось ранее. Чтобы объяснить процесс, профессор генетики Дэвид Синклер сравнивает старение организма с работой компьютера.
Эпигены регулируют гены под действием загрязнений окружающей среды, вредных привычек, как курение, вредной пищи или хронического недосыпа. Клетки требуют помощи и отвлекают эти белки от основной работы — контроля генов. ДНК нарушается, повреждения копятся.
Команда Синклера начала искать «переключатель» 15 лет назад, когда был обнаружен ген, контролирующий старение у дрожжей. Биолог предположил, что он может существовать у всех организмов, включая людей. Теорию проверяли на мышах, ускоряя у них старение без мутаций и болезней. Вместо того чтобы изменять кодирующие участки ДНК, авторы меняли способ свертывания ДНК. Опыты были успешными, и ученые приступили к обратному процессу — омоложению.
«Удивительное открытие заключается в том, что в организме есть резервная копия программного обеспечения, которую вы можете сбросить. Мы показываем, как мы можем перезагрузить систему, нажав на переключатель сброса, который восстанавливает способность клетки снова правильно считывать геном, как если бы она была молодой», — объясняет Дэвид Синклер.
Команде Синклера уже удалось восстановить до более молодого уровня клетки в мозге, глазах, мышцах, коже и почках мышей.
Почему открытие важно для медицинской науки?
Ученые приводят два главных аргумента в пользу того, что добились действительно прорывных результатов.
Возраст и диагнозы перестают иметь значение. Как только механизм будет запущен, организм «вспомнит» регенерацию и снова станет молодым.
Мыши в результате воздействия не молодели бесконечно и не вернулись к «нулевому возрасту», что могло бы вызвать рак или другие отклонения. Вместо этого клетки возвращались к возрасту 50% или 75% от исходного и останавливались на этом.
Однако вопросов тоже пока немало, например, ученые не знают, как клетки понимают, когда остановиться. Также неизвестно, что за «программное обеспечение» позволяет «перематывать» старение.
Понадобиться еще немало лет, возможно, десятилетия, чтобы перейти к клиническим испытаниям у людей и в случае успеха масштабировать разработку. Но уже ясно, что результаты изменят подход к лечению заболеваний, связанных со старением.