Археологи из Университета Буэнос-Айреса раскопали в древнем андском поселении в Перу звучащую танцплощадку под открытым небом, которую возвели тысячу лет назад. Танцпол сделан как гигантский барабан, чтобы генерировать глубокие громоподобные звуки, топая по нему. Танцы, вероятно, посвящали индейскому божеству молнии и грома.
Городище Вьехо-Сангаяико расположено на высоте 3600 метров в верховьях местной реки Ика и примерно в 200 км юго-восточнее Лимы. Танцпол, как выяснили археологи, был построен в доиспанский период, между 1000 и 1400 годами нашей эры. Его продолжали использовать во времена империи инков (1400–1532) и ранней испанской колонии, примерно до начала XVII века. Затем поселение было заброшено, а жители переселились в существующий по сей день город Сангаяико ниже по течению реки.
По словам специалистов, особым образом построенная платформа должна была усиливать естественные звуки во время танцев. Впервые ученые услышали эту необычную акустику — «глухой шум», когда сами прошлись по площадке. Во время раскопок выяснилось, что пространство под танцполом было вырыто и заполнено специальными наполнителями для создания эффекта перкуссии.
«Здесь есть специально подготовленная перкуссионная поверхность — своего рода пружинистый, или „звучащий“, танцпол, состоящий из различных видов почвы, золы и гуано верблюдовых (У инков были ламы и альпаки. — Прим. авт.), чтобы создать поверхность пола, способную поглощать удары и генерировать глубокий акустический звук, похожий на барабанный, когда люди наступают, или, скорее, топают по ней. По сути, воссоздается большой барабан на поверхности земли», — объясняет
«Басы» появлялись благодаря небольшим промежуткам, специально оставленным в слоях наполнителей. Диаметр танцпола — примерно 10 метров, и, по мнению исследователей, одновременно на нем могли помещаться до 26 человек. При этом они не только танцевали синхронно, создавая раскаты грома, но и поднимали клубы пыли, что, скорее всего, тоже входило в спецэффекты этого шоу.
Назначение танцплощадки становится понятно из ее расположения — это одна из двух открытых платформ рядом с горным хребтом. И обе они ориентированы на северо-восток, «лицом» к близлежащей горе Серро-Уинчокрус, которая возвышается над поселением. Также неподалеку есть руины храма инков, посвященного божеству молнии и грома.
Вырисовывается целый церемониальный религиозный комплекс: археологи предполагают, что танец, который был важной часть индейских ритуалов, в данном случае использовали для почитания местных горных богов Уинчокруса. В частности, в рамках поклонения богу грома и молнии. У него жители могли выпрашивать воду и дождь, которые тоже связывали с этим божеством. На танцполе имитировали звуки грома — то есть желанной грозы, все это могло также сопровождаться обычными барабанами и андскими духовыми инструментами.
Лейн отмечает, что археологи находят звучащие артефакты чаще всего в более поздних слоях, а звуки и ритмы столь далекого периода в истории в основном утрачены — «прошлое по большей части безмолвствует». Поэтому звуковой танцпол, по его словам, это «фантастическая находка, которая оживляет звуки далекого прошлого. И она показывает, что человеческое тело и ландшафт можно использовать как музыкальный инструмент».