Исследователь из Цюрихского университета Саймон Вало показал, что представители нескольких профессий особенно часто чувствуют себя социально бесполезными. Анализ соцопросов среди работающего населения в США подтвердил наделавшую шума несколько лет назад «теорию бредовых работ» Дэвида Грэбера.
По выводам Вало, действительно, чувство незначительности своего труда наиболее характерно для людей в сферах финансов, продаж, администрирования и менеджмента. В научной
Что за «теория бредовых работ»: краткое объяснение
Значит ли что-то для общества работа, которую мы выполняем, полезны ли мы? Подавляющее большинство людей задавалось подобными вопросами, поэтому «теория бесполезных профессий» (bullshit jobs theory) Дэвида Грэбера, что называется, задела за живое многих. Антрополог и философ утверждал, что есть профессии, в которых чувство бесполезности возникает чаще, чем в других. Так как в них больше всего объективно ненужных рабочих мест.
Надо отметить, что теория Грэбера наиболее применима для развитых стран с экономической системой, которую он называет «управленческим феодализмом». То есть в обществах, где финансиализация экономики привела к тому, что элиты озабочены присвоением товаров, а не производством. Следовательно, они не заботятся об эффективности и социальной ценности: они просто «создают деньги (предоставляя кредиты), перемещают их сложными способами и делают прибыль с каждой транзакции». То есть, извлекают и перераспределяют деньги, как феодалы в Средние века.
При этом вокруг такой элиты собирается свита, чтобы поддерживать и демонстрировать ее власть, важность и успех. Это первая категория бесполезных работ по Грэберу — это административные помощники, секретари, швейцары, лифтеры и подобные профессии.
Вторая категория — это не просто бесполезные, но и вредные для общества (по мнению ученого) профессии. К ним Грэбер отнес менеджеров по продажам, специалистов по рекламе и маркетингу, умеющих манипулировать людьми, а также корпоративных лоббистов и юристов, отстаивающих интересы элит.
В ответ на теорию Грэбера появилось несколько исследований. В основном коллеги по цеху не соглашались с антропологом в том, что чувство бесполезности зависит от самой профессии. Согласно оппонентам, на это влияют рутинность работы, нехватка автономии, грамотного управления, плохие условия труда, недовольство работодателем.
Не все профессии важны?..
Однако новое исследование социолога Вало показывает: хотя подход и должен учитывать факторы условий труда, сама профессия тоже играет роль. Автор проанализировал ответы 1811 респондентов, занятых в 21 разных видах работ. Ключевыми вопросами были «дает ли работа ощущение положительного влияния на общество» и «есть ли ощущение выполнения полезной работы». По результатам опроса, 19% работников считали свою работу бесполезной.
Также Вало отобрал людей с одинаковыми показателями по рутинности работы, автономности и качеству управления, чтобы исключить фактор условий труда. И увидел, что характер самой профессии по-прежнему влияет на восприятие полезности. В списке бесполезных оказались те же должности, на которые указывал Грэбер.
В частности, работники сферы бизнеса, продаж и финансов в 2,3–2,6 раза чаще остальных считали свой труд социально бесполезным. Офисные помощники и менеджеры — в 1,6–1,9 раз чаще. Однако у Вало в бесполезных профессиях появились и те, которые Грэбер не выделял. Так, в образовании, профподготовке и библиотечной работе бесполезными себя считали 4,6%, а в сфере транспорта и перемещения материалов — целых 31,7%. Доля бесполезных работников в частном секторе была выше, чем в некоммерческом или государственном. И ниже там, где есть команда.
По выводам социолога, теория бесполезных профессий частично верна: действительно, в отдельных сферах таких больше. Однако важно учитывать и другие факторы, например, часто нужная работа может восприниматься человеком как бесполезная и бессмысленная, если обстановка в коллективе неблагополучная.