Создавая мумии, египтяне не пытались сохранить тела умерших как можно дольше. Цель мумификации была совсем другой, и на это указывают сразу несколько исторических фактов, заявили ученые из Музея Манчестерского университета в Англии.
Авторы открытия поясняют, что заблуждению уже много лет, оно родом из викторианских времен. Египтологи позапрошлого века ошиблись при определении ингредиента, которым обрабатывали тела. Тогда посчитали, что для мумификации умерших использовали такую же соль, как для консервации продуктов. Отсюда вывод, что оба процесса преследовали одинаковую цель — сохранение.
Современные исследователи уточнили, что для мумий использовали вещество, отличное от обыкновенной соли. Это был натрон — природный минерал, представляющий собой смесь карбоната натрия, бикарбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия.
Египтяне добывали натрон в окрестностях озер в бассейне Нила. Вещество использовали в храмовых ритуалах и наносили на статуи богов для их очищения. Также для мумий использовали ладан.
Древнеегипетское слово «сенетжер», которым обозначались благовония, буквально можно было перевести как «делать божественным». Благовония воскуривали в храмах, чтобы освящать пространство — делать его достойным богов. При мумификации благовонные смолы наносили на тела. По мнению ученых, это тоже указывает на попытки превратить человеческое в божественное.
Любопытно, что британские египтологи XIX века в чем-то были очень похожи на древних египтян: и те, и другие верили, что умершим понадобятся их тела в загробной жизни. Это также могло повлиять на неправильную трактовку мумификации, рассуждают современные ученые.
Однако, по христианским представлениям, тело должно было быть «полным, цельным» для новой жизни после смерти. А египтяне удаляли внутренние органы, зачастую даже мозг.
Вероятно, жившие вдоль Нила несколько тысяч лет назад люди преследовали более глубокий смысл — превращение тела в божественную статую, для чего использовались золотые маски, передающие внешность, и саркофаги. Все вместе это создавало своеобразную «лайт-версию» человека после смерти — божественный образ.