Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Наскальные мультфильмы: 8 деталей древних рисунков пещеры Шове

Их то сравнивают с живописью Пикассо, то находят нечто общее с анимацией. Однако восприятие искусства и его предназначения людьми каменного века сильно отличалось от современного

1 октября 2023Обсудить

Наскальная живопись из пещеры Шове на юге Франции считается древнейшей в Европе из достоверно датированных. Согласно современной радиоуглеродной датировке частиц древесного угля, в палеолите было две волны, когда люди проводили в этом месте много времени: примерно 33 500–37 000 лет назад и 31–28 тысяч лет назад.

Наскальные мультфильмы: 8 деталей древних рисунков пещеры Шове
Источник:
PATRICK AVENTURIER

Пещера Шове, Франция

Общая площадь: пещера состоит из нескольких залов и галерей, около 8500 м2
Общая длина: приблизительно 500 метров
Техника рисунков: роспись углем и охрой, процарапывание известняковой поверхности

Большинство рисунков появились в первый период. Даже раньше, чем хомо сапиенс, это место облюбовали пещерные медведи, устраивавшиеся здесь на зимнюю спячку; на стенах остались следы их когтей, а на полу — скелеты этих животных. По мнению первого исследователя памятника, археолога Жана Клота, люди за то и выбрали пещеру Шове: культ медведя в Европе каменного века был довольно распространен.

Охотники верхнего палеолита в этих мрачных залах не жили: только наносили многочисленные рисунки и, вероятно, проводили ритуалы. Они творили при свете факелов, примитивных ламп из выдолбленного камня, наполненных животным жиром, небольших костров, из которых также брали уголь для рисования. Красную краску давала охра, а некоторые изображения или их части древние художники процарапывали на каменной поверхности — проступал белый известняк.

В залах и галереях пещеры Шове более 1000 рисунков, из них свыше 420 — изображения животных. Среди них исследователи насчитали более 14 видов эпохи плейстоцена (2,6 миллиона — 11,7 тысячи лет назад): шерстистые носороги, пещерные медведи и львы, мамонты, бизоны, лошади, олени, возможно, даже гиена…

Самая монументальная роспись покрывает левую стену Дальнего зала, примерно 12 метров длиной. Больше нигде в палеолитическом искусстве Европы не представлены в таком количестве пещерные львы и шерстистые носороги. Художники каменного века чаще изображали более предпочтительные объекты для охоты: лошадей, оленей, бизонов — но тех, кто расписывал пещеру Шове, явно интересовали самые опасные звери.

Ради чего люди каменного века так старались? Вероятно, дело в том, что в представлениях древнего человека глубокая, темная пещера была местом особенным, ведущим в подземный мир духов. А духи — существа полезные, могли помочь и в охоте, и в разных других делах. Наладить контакт с ними, по мнению Клота, как раз и помогала пещерная живопись.

«Люди, которые ходили туда, — писал исследователь, — должно быть, верили, что духи животных обитают внутри стен, еле видимые и почти готовые выйти наружу. Рисование или процарапывание недостающих очертаний или подробностей, чтобы „завершить“ зверя, помогало людям приобщиться к сверхъестественной силе этих существ». Звери из пещеры Шове нарисованы так реалистично и динамично, что во время ритуалов в дрожащем свете факелов людям наверняка мерещилось, будто они двигаются, как живые. 

Открытие пещеры Шове

Наскальные мультфильмы: 8 деталей древних рисунков пещеры Шове
Источник:
LES MELOURES

В самых знаменитых историях открытия наскальной живописи ее находят благодаря внезапной удаче, но в случае с пещерой Шове на юге Франции то был целенаправленный поиск, увенчавшийся успехом. Это случилось за неделю до католического Рождества, 18 декабря 1994 года.

Трое спелеологов-любителей — смотритель археологических памятников министерства культуры Жан-Мари Шове, увлекавшийся каменным веком, и его друзья Элиет Брюнель-Дешан и Кристиан Ийер — искали в ущелье Ардеш пещеры с палеолитическими артефактами.

Из одной трещины в горной породе тянуло теплым воздухом — свидетельство, что в глубине горы есть пустоты. Друзья раскопали вход, спустились по веревочной лестнице в галерею «этажом ниже». Спелеологи залюбовались сталактитами и сталагмитами, но свет фонарей выхватил из темноты нечто более ценное. Залы и переходы пещеры оказались покрыты рисунками, выполненными с удивительным мастерством.

В древности из первого помещения с рисунками был выход наружу, но камнепад запечатал эти залы, сохранив росписи на тысячелетия. Пещеру назвали Шове по фамилии первооткрывателя.

8 деталей древних рисунков пещеры Шове

Наскальные мультфильмы: 8 деталей древних рисунков пещеры Шове
Пещера Шове, Франция
Источник:
PATRICK AVENTURIER / журнал «Вокруг света»

1. Шерстистые носороги. Частично прочерчены, частично нарисованы углем, чтобы выделить силуэты и значимые детали. Нарисовав череду мощных спин и рогов, схематично, но выразительно изображающих большое стадо, пусть даже в не совсем правильной перспективе, художник каменного века сумел передать ощущение глубины пространства.

2. Пещерные львы. Изображения этих вымерших хищников помогли закрыть вопрос, была ли у пещерных львов выраженная грива, как у современных. Выяснилось, что не было. Группа пещерных львов изображена крадущейся к бизонам. Древний художник мастерски передал особенности пластики, тщательно показал детали, отметил даже места, откуда растут вибриссы. Он явно наблюдал львиную охоту с небольшого расстояния, при том, что это небезопасно.

3. Бизоны. Головы бизонов, которых окружают львы, изображены в три четверти, однако левее, где плоскость стены меняет направление, еще четыре морды расположены одна над другой практически анфас. Головы частично объемные: нарисованы поверх выпуклостей рельефа. Это создавало впечатление, будто стадо движется на зрителя, вырвавшись из стены.

4. Лошадь. Неспроста нарисована отдельно в нише почти ровно посередине стены, которую тщательно выскоблили. Фигура изначально намечена левее, но была специально сдвинута вправо, словно она выпрыгивает из скалы. Возможно, персонажу отводили особое место в ритуалах.

5. Мамонт. У фигуры странная форма ног: они заканчиваются большими кругами. По одной из версий, древнему охотнику показалось важным «присоединить» к ногам мамонта форму его следов. По другой — это человек, возможно, шаман, в костюме мамонта со странными деталями.

6. «Танцующий олень». На рисунках из Шове ногам животных древние художники подрисовывали несколько «дублей», изображающих фазы движения. В неровном свете факелов кажется, что олень скачет. Получается, что на стене нарисован один из древнейших мультфильмов.

7. Цвет. Из двух пигментов, которыми нарисованы животные, черного и красного, последний используется тем реже, чем дальше от выхода. Изображения в последнем большом помещении пещеры, нарисованы почти исключительно черным. Некоторые исследователи связывают эту закономерность с проникновением все глубже в недра земли, приближением к хтоническому миру.

8. Лица. По мнению антрополога Жоэль Робер-Ламблен, морды охотящихся львов напоминают человеческие лица, и это явно неслучайно. «Может, они своего рода символические двойники людей, таких же охотников?» — задается вопросом исследовательница. Человек каменного века не отделял себя от мира животных; он мог почитать зверей как своих прародителей или пытаться перенять их черты с помощью различных магических обрядов.

Редкий зверь

Наскальные изображения таят множество загадок о жизни доисторических людей

Кабан из Леанг Тедонге, Индонезия

На сегодняшний день древнейшим датированным наскальным изображением животного в мире считается, вероятно, кабан из пещеры Леанг Тедонге на острове Сулавеси в Индонезии: по мнению ученых, ему как минимум 45 500 лет. Как предполагают, это самец целебесской свиньи. Животное нарисовано красной охрой в натуральную величину, его длина 136 см.

Наскальные мультфильмы: 8 деталей древних рисунков пещеры Шове
Источник:
MAXIME AUBERT

В наскальном же искусстве европейского палеолита дикая свинья — зверь редкий. Чаще всего древние люди рисовали «зверей-кормильцев», основные объекты охоты: бизонов, оленей, диких лошадей. Или же колоссов эпохи плейстоцена, чью мощь, возможно, мечтали перенять: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных львов и медведей. Изображения кабанов, впрочем, можно встретить, например, в знаменитой испанской пещере Альтамира, которую называют «Сикстинской капеллой» каменного века.

Гагарка из Коске, Франция

Дайвер Анри Коске в 1985 году обнаружил в окрестностях Марселя подводный вход в тоннель. Несколько лет он пытался проплыть до конца, и в 1991-м ему это удалось. Ход вел в пещеру, в надводной части которой сохранились росписи каменного века, возрастом примерно от 27 до 19 тысяч лет. В ледниковый период уровень моря находился ниже, и тоннель не был затоплен.

Наскальные мультфильмы: 8 деталей древних рисунков пещеры Шове
Источник:
GILLES TOSELLO

В пещере Коске, которую по обычаю назвали в честь первооткрывателя, нарисованы не только олени и лошади, но и большие редкости: медуза, а также нелетающая птица с короткими крыльями. Сначала думали, что это пингвин, теперь считается, что бескрылая гагарка — вид, вымерший в XIX веке.

Верблюд из Каповой пещеры, Россия

Рисунки в пещере на Урале открыл в 1959 году зоолог Александр Рюмин. В 2017 году исследователи обнаружили здесь фигуру двугорбого верблюда. В наскальном искусстве палеолитической Европы этот зверь не встречался.

Наскальные мультфильмы: 8 деталей древних рисунков пещеры Шове
Источник:
Институт археологии РАН

Возраст рисунка — от 14 000 до 30 000 лет. В то время верблюды на Южном Урале не водились, зато жили в Прикаспийском регионе. Изображение может свидетельствовать о миграции его создателей на значительное расстояние.

Фото: PATRICK AVENTURIER; LES MELOURES; MAXIME AUBERT; GILLES TOSELLO; Институт археологии РАН

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, октябрь 2023

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения