Гражданские войны и приход к власти
После убийства Цезаря (15 марта 44 до н.э.) в Рим приехал внучатый племянник и наследник убитого диктатора — Гай Октавий — будущий Октавиан Август. Известие о смерти Цезаря Октавиан получил в Аполлонии, где тогда собирались войска для похода на Восток. Он принял наследство и имя Цезаря, получив теперь имя Гай Юлий Цезарь Октавиан.
По прошествии ста лет после его смерти, историк Гай Светоний Транквилл создал в «Жизнеописаниях двенадцати цезарей» образ правителя, ставший предметом подражания для всех его преемников. Хронист объяснил, какими деяниями Август завоевал сердца римлян. Оказывается, император продал принадлежащую ему часть наследства Цезаря, а заодно и свое имущество, и роздал деньги народу. Позже Плутарх напишет:
Хотя Октавиан был представлен народу и к нему сразу присоединились ветераны и друзья покойного диктатора, реальная власть в этот момент принадлежала Марку Антонию, наиболее влиятельному человеку в партии Цезаря, претендовавшему на роль его преемника.
В провинциях активизировались заговорщики, бежавшие из Рима после убийства Цезаря. Децим Юний Брут укрепился в Цизальпинской Галлии и Иллирии, Марк Юний Брут захватил Македонию, а Гай Кассий Лонгин — Сирию.
Марк Антоний провел через народное собрание закон о передаче ему власти в Галлии и блокировал официальное усыновление Октавиана и возможность стать трибуном. Противники начали собирать войска — назревала новая гражданская война.
В январе 43 до н.э. положение Октавиана легализовалось — в Сенате его поддержал Цицерон и родственники покойного Цезаря. Против Антония, осаждавшего Децима Брута в Мутине, были отправлены два консула с войсками, и 20 апреля Антоний был разбит.
Децим Брут получил триумф, и по решению Сената Октавиан должен был передать ему войска для преследования Антония. Однако Октавиан отказался — в его поддержку выступила армия, которая наотрез отказалась служить убийце Цезаря.
Солдаты легионов открыто заявили о нежелании сражаться с бывшими солдатами полководцев Цезаря. Антоний, Октавиан и Марк Эмилий Лепид заключили триумвират: они поделили территории государства и начали преследование своих политических противников.
В сентябре 42 до н.э. войска триумвиров разгромили армию республиканцев у города Филиппы в Греции. Марк Брут и Кассий покончили с собой. Решающую роль в сражении сыграл Антоний, который после нового передела территорий получил в управление всю Галлию и восточные провинции; Октавиану достались Испания и Сардиния; Лепиду — только Африка. Но соглашение триумвиров было непрочным: вскоре вспыхнула новая война, и в октябре 40 до н.э. было заключено новое соглашение — Брундизийский договор, который должен был уладить все обиды между триумвирами.
В Средиземном море активизировался флот Помпея, которому удалось захватить Сицилию и затруднить подвоз хлеба в Рим. Пиратские корабли напали на Этрурию. Народ потребовал решительных действий, и в октябре 38 до н.э. Антоний и Октавиан договорились объединить свои усилия для борьбы с Помпеем, продлив свои полномочия триумвиров.
Но Антоний уехал в Египет, официально женившись на египетской царице Клеопатре (37 до н.э.). Его поход против Парфии был неудачен, зато Октавиан сумел разгромить Секста Помпея и объявил о прекращении гражданских войн.
Осенью 34 до н.э. в Александрии был отпразднован триумф победы над парфянами, Клеопатра объявлена «царицей царей», а ее сын от Цезаря — законным его наследником и соправителем матери. Антоний, Клеопатра и ее сын получили в управление территории, которые давно считались римскими провинциями: (Сирия, Киликия и Кипр).
Народным недовольством решил воспользоваться Октавиан: он обвинил Антония в национальной измене, и его действия поддержал Сенат. В ответ Антоний объявил сына Клеопатры единственно законным наследником диктатора и завещал похоронить себя в Александрии, что было воспринято в Риме как свидетельство его измены.
32 до н.э. произошло морское сражение при Акции, закончившееся поражением Антония и Клеопатры. Они бежали в Египет и покончили с собой. 1 сентября 30 до н.э. Октавиан торженственно вступил в Александрию. Гражданские войны закончились. Октавиан оказался единственным властителем Римской империи.
Политика Октавиана
С окончанием гражданских войн Октавиан приступил к укреплению своей власти: в 29 до н.э. он, как и Цезарь до него, принял титул императора как постоянный, который обладал новым качеством — он не только выражал непобедимость и власть над армией, но и превращался в титул правителя.
13 января 27 до н.э. Октавиан выступил в Сенате и заявил, что добровольно передает власть Сенату и народу и восстанавливает республику. Это заявление было встречено сенаторами со страхом — как перед войнами и анархией, так и перед тем, что отказ являлся провокацией.
Октавиан принял на себя полномочия управления государством, а через несколько дней — 16 января — Мунаций Планк предложил назвать принцепса «Августом» — и с этого момента Октавиан принял новое имя: Император Цезарь Август. Имя «Август» (Augustus лат.) означало что-то вроде «высокий, величественный» и продолжало традицию особых прозвищ конца республики. Еще в большей степени, чем «Цезарь», оно становилось именем-титулом.
Дела семейные: династия
В середине 20-х Октавиан предпринял попытку основать династию и передать власть по наследству. Не имея собственных отпрысков мужского пола, он ориентировался на своих пасынков — Тиберия и Клавдия Нерона Друза, но когда в 23 до н.э. сильно заболел, то передал перстень с печатью единственно надежному в тот момент человеку — Марку Випсанию Агриппе.
Выздоровев, он 1 июля 23 до н.э. отказался от консульства, но взамен навечно получил проконсульский империй, который стал основой его полномочий в провинциях и в армии. Возможно, тогда же Октавиан получил и полную пожизненную трибунскую власть, которая позволяла контролировать решения любого магистрата и Сената, созывать трибунскую коллегию и Сенат. А вскоре Август получил пожизненное почетное консульство, чем окончальтельно закрепил свое положение.
В 21 до н.э. Август окончательно ввел в семью Агриппу, женив его на своей дочери Юлии Октавиане Августе, а их детей усыновил, тем самым сделав их своими наследниками. Однако в 12 до н.э. Агриппа умер, и Август, остро нуждавшийся в способных и преданных помощниках, обратил большее внимание на своих пасынков — Тиберия и Друза, которые в этот момент уже командовали войсками в Паннонии и Германии.
Август выдал свою дочь Юлию за Тиберия, но брак этот не принес радости. Юлия взбунтовалась против династической политики отца еще после смерти Агриппы, а брак с Тиберием только усилил это чувство, и супруги относились друг к другу с отвращением, тем более, что Тиберию пришлось развестись со своей любимой первой женой. Поэтому через некоторое время произошел разрыв между Августом и Тиберием, который попросил освободить его от общественной жизни и уехал на Родос.
2 год до н.э. ознаменовался новым политическим кризисом — поведение Юлии становилось все более и более вызывающим (многочисленные любовные связи и оргии), и Август от имени Тиберия дал ей развод и сослал на Пандатерию, а затем в Регий, где она и умерла в 15 году н.э.
Когда в 2 — 4 году н.э. умерли внуки (дети Агриппы и Юлии), у 66-летнего принцепса не осталось выбора и он был вынужден вернуть и «ради государства» усыновить Тиберия.
Внешний кризис 4 — 13 гг н.э. еще более укрепил положение Тиберия, который после подавления восстаний в Германии и Паннонии, и особенно после катастрофы Публия Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу (9 н.э.), фактически стал соправителем Августа.
В 13 году н.э. Тиберий получил продление трибунской власти и проконсульский империй, и тогда же Август сделал его главным наследником имущества. В мае 14 н.э. Август вместе с Тиберием провел свой последний ценз Сената и перепись населения. После этого 19 августа император умер.
Август в качестве своей основной заслуги выставлял установление мира (рах Augusta), под которым понимал окончание гражданских войн и внутренних смут, длившихся целое столетие, и упрочение внешних границ. Он представлял собой новый тип властителя, гениально соединившего авторитарную власть, способную поддерживать порядок и единство в империи, с законностью, основанной на уважении и соблюдении республиканских форм правления и одобрении Сената.
Сочинения и крылатые фразы
О своей военной и политической деятельности Август поведал в 35 главах «Деяний божественного Августа» (Res gestae divi Augusti лат.). Этот труд был составлен императором незадолго до смерти для того, чтобы он был вырезан на бронзовых досках и помещен перед его мавзолеем. Хотя со временем эти доски были утрачены, по всей империи были распространены многочисленные копии текста и его греческие переводы.
«Деяния…» Августа — это не автобиография в чистом виде, а политический манифест, сжатый и весьма выборочный отчет о своей военной и политической деятельности.
Цитаты
Торопись медленно (Festina lente лат.)
Не слишком возмущайся, если кто-то говорит обо мне дурно: довольно и того, что никто не может сделать дурного (из письма к своему пасынку Тиберию)
Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни? (последние слова)
«Родственные связи» с Россией
В позднеантичную эпоху и в Средние века интерес к Октавиану поддерживался не только его политической деятельностью, но и рождением в его правление Иисуса Христа. В частности, была широко известна легенда о пророчестве Тибуртинской Сивиллы, якобы показавшей Октавиану на небесах Деву Марию с младенцем, после чего изумлённый император поклонился ей.
При этом существовали различные варианты легенды: либо этот эпизод произошёл при попытке Августа объявить себя богом, либо образ явился ему во сне. Называлось даже точное место действия — земля на Капитолии, где впоследствии была построена церковь Санта-Мария-ин-Арачели.
Вокруг хорошо известного правителя появлялись и другие легенды: например, в «Сказании о князьях Владимирских» начала XVI века была популяризирована вымышленная генеалогия, возводившая происхождение Рюрика к Прусу, мифическому брату Октавиана. Иван Грозный знал эту легенду и неоднократно