Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Научный халифат: какие знания ислам подарил христианскому миру

Соседние цивилизации — как сообщающиеся сосуды. Пять столетий Золотого века ислама были временем расцвета всех наук, что, в конечном счете, принесло много пользы и христианскому Западу

13 ноября 2022Обсудить

Золотой век ислама начался в VIII веке — в пору, когда Арабский халифат в результате завоеваний достиг максимальных размеров. Территория мусульманского мира протянулась от Индии до Пиренеев, а арабский язык стал на этом пространстве языком международного общения. В эпоху расцвета халифы и местные правители охотно вкладывались в развитие учености и искусств; эта тенденция продолжилась и когда халифат начал распадаться на отдельные государства.

Научный халифат: какие знания ислам подарил христианскому миру
Источник:
CAPODIMONTE MUSEUM, ITALY

При мечетях организовывались библиотеки и медресе, в крупных городах строились обсерватории и научные центры наподобие «Дома мудрости» в Багдаде, основанного халифом Харуном ар-Рашидом и его сыном аль-Мамуном. В Фесе, в Северной Африке, зажиточная дама Фатима аль-Фихри основала в 859 году медресе, которое впоследствии стало старейшим университетом в мире.

Научный халифат: какие знания ислам подарил христианскому миру
Университет Аль-Карауин в Фесе, старейший в мире (основан в 859 году)

Золотой век закончился в XIII столетии, когда процветающие города мусульманского Востока пали под ударами монгольских армий, но труды ученых той эпохи продолжали менять мир.

Переводы

Исламский мир сохранил для средневековой Европы существенную часть ее же собственного наследия — античных текстов. После крушения Западной Римской империи там на несколько веков были утрачены труды многих именитых древних авторов. Но в то время как в Европе продолжались так называемые Темные века, в городах арабского Востока процветала наука, в том числе школы перевода.

В IX веке в «Доме мудрости» в Багдаде лучшие умы трудились над переводами античных текстов с греческого и сирийского на арабский. Века спустя эти арабские тексты попали в Европу через отвоеванные в XI веке у мусульман часть Пиренейского полуострова и Сицилию и, в свою очередь, были переведены на латынь.

В распоряжении христиан оказались богатые библиотеки на арабском и греческом языках. Например, труд Клавдия Птолемея, который в Средневековье знали под арабским названием «Альмагест» — сумма античных знаний в области астрономии.

В XI веке уроженец Карфагена Константин Африканский перевел с арабского на латынь главные античные труды по медицине — сочинения Гиппократа и Галена, а в следующем столетии британский богослов Аделард Батский — «Начала» греческого «столпа геометрии» Евклида.

Даже главные философские работы Аристотеля попали на запад через арабов в XII–XIII веках. Помимо наследия Античности, в средневековой Европе переводили сочинения мусульманских ученых, и эти труды сыграли не менее важную роль в истории основных научных дисциплин.

Химия

Хотя само слово «химия» греческого происхождения (по одной из версий, χυμεία было производным от χύμα — «литье металла»), в средневековую Европу оно попало из арабского языка с характерным артиклем «ал».

Самым знаменитым алхимиком был Джабир ибн Хайан, в латинских переводах известный как Гебер, придворный ученый халифа Харуна ар-Рашида, создавший целую теорию о таинственном искусстве превращения неблагородных металлов в золото.

Научный халифат: какие знания ислам подарил христианскому миру
Джабир ибн Хайан Гебер, арабский алхимик

Ибн Хайану, жившему в VIII веке, приписывают создание ртутно-серной теории, объяснявшей главный алхимический процесс — трансмутацию металлов — тем, что все они суть соединение алхимической (не путать с обычной) серы с алхимической ртутью в разных пропорциях.

Позже другой знаменитый алхимик и врач Ар-Рази добавил третью составляющую — соль. Если научиться эту пропорцию менять, то можно неблагородный металл превращать в благородный. Эта теория стала очень влиятельной на средневековом Западе, однако Джабир ибн Хайан вошел в историю науки с прозвищем «отец химии», а не ее предшественницы алхимии.

Трудно сказать, какие из трех тысяч приписываемых ему трудов на самом деле принадлежат перу этого человека. Однако считается, что он один из первых попытался классифицировать известные в то время химические вещества.

Арабские ученые усовершенствовали процесс дистилляции, который практиковался еще в Античности. Благодаря этому ибн Хайан, вероятно, первым получил «царскую водку», способную растворять золото и платину; и по сей день ее используют для очищения металлов от примесей.

Кроме того, именно алхимики арабского мира первыми дали описания таких веществ, как серная, соляная и азотная кислоты, сода и калий, и начали практиковать лабораторные эксперименты гораздо раньше, чем на Западе, что значительно приблизило занятия средневековых исследователей к настоящей науке.

В трудах мусульманских ученых, когда те стали доступны в переводах, европейцы нашли подробные сведения о химических процессах и необходимом оборудовании. В перспективе эти знания поспособствовали прогрессу и в парфюмерном деле, и в металлургии, и в изготовлении лекарств.

Физика

Абу Али аль-Хасана ибн аль-Хайсама, известного в средневековой Европе под латинизированным именем Альгазен, ближе к нашему времени прозвали «отцом оптики». Он был очень разносторонним человеком — инженером, математиком, астрономом — и свойствами света заинтересовался не сразу.

По преданию, ибн аль-Хайсам чуть не пал жертвой собственной самонадеянности. Он обещал халифу Египта построить мощную плотину на Ниле, возле города Асуан, чтобы контролировать разливы великой реки — надо отметить, что проект возник еще в Х веке, за тысячу лет до постройки известной нам Асуанской плотины.

Научный халифат: какие знания ислам подарил христианскому миру
Система водяного насоса. «Книга знаний о механических процессах». Династия Салджуков, 1206 г.

Однако, прибыв на место, понял, что не справится, и доложил об этом правителю. Ученому пришлось симулировать сумасшествие, чтобы избежать казни, и он отделался заключением под стражу. В камере аль-Хайсам впервые наблюдал заинтриговавший его эффект камеры–обскуры: свет просочился сквозь маленькую щель в его темную комнату, и на противоположной стене появилось перевернутое изображение того, что находилось снаружи.

После смерти халифа ибн аль-Хайсам продолжил исследования света уже на свободе. В итоге именно «Книга оптики» стала его главным трудом. Ибн аль-Хайсам оспорил идею античных авторов, будто человеческий глаз сам испускает свет, который как бы ощупывает все, что вокруг. «Отец оптики» открыл, что лучи света, наоборот, попадают в глаз по прямой линии извне, отражаясь от предметов.

Ибн аль-Хайсам первым объяснил эффект камеры–обскуры, благодаря которому в XIX веке в Европе изобретут фотографию. Он описал, как глаза соединяются с мозгом и передают туда изображение через зрительный нерв. Иллюстрация устройства глаз к его трактату в рукописи XI века — старейшее известное изображение нервной системы человека.

Отдельная его заслуга: за сотни лет до того времени, когда доказательная база стала научным стандартом, ибн аль-Хайсам подтверждал свои идеи как вычислениями, так и опытами. Ученый призывал каждого исследователя стать, по его выражению, «врагом всего прочитанного», не веря ни одной теории без доказательств.

Труд «отца оптики» стал известен и в средневековой Европе. Однако ни на Западе, ни на Востоке научных прорывов подобного масштаба в этой области не случалось до XVII века — времени Иоганна Кеплера, Рене Декарта и Исаака Ньютона.

Медицина

Каждый образованный медик средневековой Европы был обязан знать труды двух врачей мусульманского мира — уроженца Персии Абу-Бакра ар-Рази, известного как Разес, и выходца из Средней Азии Абу Али ибн Сины (Авиценны).

Уже упомянутый в разделе об алхимии ар-Рази, живший в IX–X веке, прославился как выдающийся клиницист. Он придавал большое значение правильному выбору места для госпиталя (для этого он подвесил куски мяса в разных районах города и наблюдал, где оно медленнее портилось), гигиене при уходе за пациентами, диетам и вслед за Гиппократом настаивал на индивидуальном подходе к больному.

Научный халифат: какие знания ислам подарил христианскому миру
Приготовление лекарств для лечения больного оспой врачом ибн Сина, также известным как Авиценна

Ар-Рази написал более 200 трактатов, в частности, две медицинские энциклопедии на самые разные случаи, второй в истории науки труд о кори и оспе с подробным описанием их симптомов и лечения и отдельную книгу о детских болезнях, что тоже было новшеством.

Абу Али ибн Сина, прозванный «князем врачей», жил в X–XI веке. Известный философ и поэт, в медицине он прославился прежде всего своим объемным трудом «Канон врачебной науки» — собранием всех доступных ему знаний в этой сфере.

По «Канону…» несколько сотен лет обучали врачей на Востоке и Западе. Когда ибн Сина писал об инфекционных заболеваниях, он был недалек от истины, считая, что они передаются некими мельчайшими существами через воду и воздух, и одним из первых авторитетных мыслителей Средневековья рекомендовал держать таких больных на карантине.

Сирийский врач XIII века ибн ан-Нафис первым в истории медицины описал малый круг кровообращения. В Европе первооткрывателями кровообращения считаются Мигель Сервет и Уильям Гарвей, жившие в XVI–XVII столетии.

Абу-л-Касима аз-Захрави, работавшего в Кордове в X веке, столетия спустя прозвали «отцом оперативной хирургии»; на христианском Западе его называли Абулькасис. До него, возможно, никто не давал столь подробного описания с иллюстрациями многочисленных, около 200, хирургических инструментов, часть которых он изобрел сам.

Аз-Захрави практиковал прижигание ран, чтобы предотвратить заражение, и за 600 лет до Амбруаза Паре упомянул метод перевязки кровеносных сосудов. Кроме того, он, вероятно, первым дал описание гемофилии и установил ее наследственную природу.

Математика

Прежде всего, недаром цифры, которыми мы пользуемся почти всегда, называются арабскими, хотя изобрели их в Индии, откуда их и перенял исламский мир. Европейцы, в свою очередь, заимствовали их с арабского Востока.

Научный халифат: какие знания ислам подарил христианскому миру
Житель Запада и араб, изучающие геометрию

Редкие случаи употребления арабских цифр на Западе известны с X века, а в 1202 году итальянский математик Леонардо Фибоначчи попытался объяснить современникам их удобство для расчетов в трактате «Книга абака». С тех пор медленно, но верно арабские цифры покоряли Европу, когда их преимущество оценили для математических операций «в столбик».

А в арабском мире заимствованные из Индии цифры прижились во многом благодаря математику IX века Мухаммеду аль-Хорезми. Это был один из самых влиятельных ученых Раннего Средневековья. Само его прозвище в латинизированной форме, Алгорисмус, превратилось в термин «алгоритм», а от слова «аль-джебр» со значением «восполнение» из заголовка его «Краткой книги о восполнении и противопоставлении» произошло название раздела математики — «алгебра».

В этом труде аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку о методах решения линейных и квадратных уравнений и классифицировал эти уравнения. На его произведениях в европейских университетах учились до XVI века.

Астрономия и география

Всякий математик Золотого века ислама занимался еще и астрономией. Знать положение небесных тел и продолжительность дня и ночи было важно из религиозных соображений — чтобы точно определять время намаза и направление на Мекку, но также помогало лучше ориентироваться на море и на суше.

Правители строили обсерватории и приглашали туда лучших ученых, чтобы те трудились над зиджами — астрономическими таблицами. Поэт и математик Омар Хайям в конце XI века возглавлял обсерваторию в Исфахане и составил солнечный календарь, более точный, чем григорианский, который начали вводить в Европе с XVI века.

Научный халифат: какие знания ислам подарил христианскому миру
Трактат Джагмини по астрономии. Рукопись XIV века

Благодаря интересу к астрономии развивалась тригонометрия, совершенствовались навигационные приборы, как следствие — создавались карты, превосходившие западные. Среди сочинений аль-Хорезми есть первый в арабском мире трактат по математической географии — «Книга картины Земли», где приводится довольно точное вычисление длины одного градуса земного меридиана.

А ученый-энциклопедист X–XI века Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни, автор работ по истории, географии, астрономии, определил длину окружности земного шара.

В XII веке уроженец Северной Африки Мухаммед аль-Идриси составил для сицилийского короля Роджера II географический трактат «Отрада страстно желающего пересечь мир» с подробными картами, главная из которых была выгравирована на серебряном диске. Произведение прославилось в Европе и века спустя пригодилось мореплавателям эпохи Великих географических открытий — Христофору Колумбу и Васко да Гаме.

Фото: CAPODIMONTE MUSEUM, ITALY; ABDEL HASSOUNI; WELLCOME COLLECTION; BRIDGEMAN-GIRAUDON / ART RESOURCE; ISTANBUL UNIVERSITY LIBRARY

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, ноябрь 2022

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения