Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Наука подтвердила народную мудрость. Что нужно сделать перед принятием важного решения?

Эксперимент показал, когда мы эффективнее оцениваем ситуацию, а когда рискуем ошибиться с выбором

26 сентября 2024Обсудить
Наука подтвердила народную мудрость. Что нужно сделать перед принятием важного решения?
Источник:

Midjourney

Исследователи из Дьюкского университета в Дареме (США) показали, что важные решения лучше принимать после того, как вы получили информацию к размышлению и хорошенько выспались. То есть «переспать с этой мыслью», как иногда говорят по-русски, или последовать совету из фразеологизма «утро вечера мудренее». Результаты исследования описаны в издании Journal of Experimental Psychology: General.

Предыдущие научные работы психологов показывали, что людям тяжело отказываться от своих первых, зачастую поспешных суждений, даже если появляются доказательства обратного. Новая работа демонстрирует, что есть простой и очень старый способ «не судить о книге по обложке».

Распродажа с подвохом

Команда провела эксперимент с гаражной распродажей: участникам показали виртуальные коробки с ненужными предметами, которые можно продать. Большинство из них, например цветок в горшке или старый будильник, принесли бы небольшую выручку. Но были и такие, как красивый светильник или почти новая плюшевая игрушка, которые стоили бы дороже. Волонтеры были заинтересованы выбрать коробки с самым ценным содержимым, потому что в итоге получали реальные деньги, эквивалентные стоимости предметов.

Участники не знали о подвохе: общая стоимость 20 товаров в каждой коробке была одинаковой, однако разложены они были по-разному. В одних коробках сверху лежали все дорогие вещи, производя благоприятное первое впечатление. В других самое ценное было спрятано вниз, в середину либо перемешано с дешевым.

В одной части эксперимента участников просили выбрать коробку сразу, а в другой — все внимательно посмотреть и решить только на следующий день.

Что показал эксперимент

Результаты выявили четкую закономерность. В первом случае люди практически не могли сравнивать рационально: большинство запоминали коробки не по всему содержимому, а только по тем предметам, которые увидели первыми. Этот феномен психологи называют предвзятостью первенства.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.asc.upenn.edu/people/faculty/alyssa-allie-sinclair-phd">Элли Синклер</a></p>

«Участники не только неизменно выбирали боксы, которые „начинались лучше“ остальных, но и были склонны переоценивать их стоимость, полагая, что они стоят на 10% больше, чем на самом деле».

Во втором случае — рассмотрев коробки и выспавшись с этой информацией — участники значительно реже попадали в ловушку первого впечатления. В итоге на утро они сделали более рациональный выбор: волонтеры одинаково трезво оценивали предметы, лежавшие сверху, в середине и в самом низу.

Когда важно думать быстро

Авторы резюмируют, что умение принимать решения быстро тоже нам полезно, чтобы делать выбор прежде, чем мы потратим слишком много времени и усилий. Например, если в данный момент мы листаем книгу и решаем, покупать ли ее. Или смотрим начало фильма, чтобы понять, стоит ли продолжать.

Однако при выборе работы, знакомствах и в других серьезных ситуациях — стоит исключить фактор первых впечатлений. Для этого нужно «переспать с этими мыслями» прежде, чем принимать решение. По словам исследователей, они были в восторге, явно увидев в эксперименте, как наш мозг обобщает весь полезный опыт.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://psychiatry.duke.edu/profile/rachel-alison-adcock">Элисон Эдкок</a></p>

«Наш мозг связывает все воедино в памяти, чтобы помочь нам сделать лучший выбор, — и этот изящный трюк происходит за одну ночь».

Ранее другое исследование показало, зачем нам «блуждающий ум» и СДВГ с эволюционной точки зрения.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения