Исследователи из Дьюкского университета в Дареме (США)
Предыдущие научные работы психологов показывали, что людям тяжело отказываться от своих первых, зачастую поспешных суждений, даже если появляются доказательства обратного. Новая работа демонстрирует, что есть простой и очень старый способ «не судить о книге по обложке».
Распродажа с подвохом
Команда провела эксперимент с гаражной распродажей: участникам показали виртуальные коробки с ненужными предметами, которые можно продать. Большинство из них, например цветок в горшке или старый будильник, принесли бы небольшую выручку. Но были и такие, как красивый светильник или почти новая плюшевая игрушка, которые стоили бы дороже. Волонтеры были заинтересованы выбрать коробки с самым ценным содержимым, потому что в итоге получали реальные деньги, эквивалентные стоимости предметов.
Участники не знали о подвохе: общая стоимость 20 товаров в каждой коробке была одинаковой, однако разложены они были по-разному. В одних коробках сверху лежали все дорогие вещи, производя благоприятное первое впечатление. В других самое ценное было спрятано вниз, в середину либо перемешано с дешевым.
В одной части эксперимента участников просили выбрать коробку сразу, а в другой — все внимательно посмотреть и решить только на следующий день.
Что показал эксперимент
Результаты выявили четкую закономерность. В первом случае люди практически не могли сравнивать рационально: большинство запоминали коробки не по всему содержимому, а только по тем предметам, которые увидели первыми. Этот феномен психологи называют предвзятостью первенства.
Во втором случае — рассмотрев коробки и выспавшись с этой информацией — участники значительно реже попадали в ловушку первого впечатления. В итоге на утро они сделали более рациональный выбор: волонтеры одинаково трезво оценивали предметы, лежавшие сверху, в середине и в самом низу.
Когда важно думать быстро
Авторы резюмируют, что умение принимать решения быстро тоже нам полезно, чтобы делать выбор прежде, чем мы потратим слишком много времени и усилий. Например, если в данный момент мы листаем книгу и решаем, покупать ли ее. Или смотрим начало фильма, чтобы понять, стоит ли продолжать.
Однако при выборе работы, знакомствах и в других серьезных ситуациях — стоит исключить фактор первых впечатлений. Для этого нужно «переспать с этими мыслями» прежде, чем принимать решение. По словам исследователей, они были в восторге, явно увидев в эксперименте, как наш мозг обобщает весь полезный опыт.
Ранее другое исследование показало, зачем нам «блуждающий ум» и СДВГ с эволюционной точки зрения.