За последние несколько лет российский авторынок изменился почти до неузнаваемости. Хотя выбор новых моделей не назовешь скудным, в автосалонах преимущественно представлены автомобили китайских брендов, надежность и долговечность которых вызывает сомнения у многих покупателей. Неудивительно, что спрос на подержанные машины в такой ситуации растет — как и риск ошибиться с выбором на «вторичке». Для тех, кто подумывает обзавестись «железным конем», Vokrugsveta.ru рассказывает, как правильно проверить автомобиль с пробегом перед покупкой, чтобы избежать юридических и технических подводных камней.
Как проверить автомобиль с пробегом при покупке
Шаг 1. Изучите объявления
Первая ваша задача — не попасть в лапы перекупщиков, которые приобретают автомобили по нормальной цене, затем в знакомом сервисе наводят на них косметический предпродажный лоск и спокойно перепродают в 1,5-2 раза дороже.
Вообще, не нарваться на профессионального перекупщика трудно — они отслеживают публикацию новых объявлений на популярных сайтах и первыми отзываются на самые интересные предложения, после чего выставляют купленные машины на продажу, публикуя минимум подробностей о них в нескольких скупых фразах. Если вы ищете конкретную модель определенного возраста, не поленитесь пролистать несколько страниц с подходящими по параметрам объявлениями — обращайте внимание на опубликованные не так давно, в которых автомобиль продается по цене чуть выше средней по рынку, а владелец не поленился привести какие-то подробности.
А вот если объявление висит на сайте не первый месяц, а модель не самая редкая — это явный признак, что с машиной что-то не так. Внимательно посмотрите фотографии. Честный продавец сфотографирует свое авто со всех сторон. Видите 3-4 снимка с одного ракурса? Может, от вас пытаются что-то скрыть, лишь бы вы приехали на просмотр? Если на дворе осень, а на фото машина стоит на фоне сугробов, это тоже подозрительно. Зачем ее фотографировали так давно?
Маленькая хитрость: перед тем как набрать номер хозяина приглянувшейся вам машины, вбейте его в поисковик. Если в выдаче окажется несколько старых объявлений о продаже той же машины по другой цене или предложения других авто, это явные признаки того, что вы имеете дело с перекупщиком.
Шаг 2. Разговор с продавцом
Выбрав понравившийся вариант, можно выйти на связь с продавцом. Если вы звоните ему по телефону, не говорите сразу «я по поводу золотистого „Крайслера“». Нет, вы обращаетесь «по поводу машины». Если собеседник уточнит, о какой машине идет речь, это тоже признак перекупщика.
В дальнейшем разговоре можно уточнить, как эксплуатируется автомобиль. Хорошо, если машина все еще активно используется: хозяин ездит на ней на работу и возит детей в школу и на кружки. Напротив, если авто стоит в гараже и «подготовлено к продаже», то весьма вероятно, что у машины есть или вот-вот появятся какие-то проблемы, поэтому владелец просто не хочет испытывать судьбу.
Адекватный продавец с чистой совестью честно расскажет о своем авто: где купил, как обслуживал, какие есть проблемы, что глобально чинилось или менялось. А еще, если он действительно пользуется машиной, то во время осмотра внутри обязательно будут какие-то предметы — от зарядки для телефона и солнечных очков до бутылки с водой и детских игрушек.
Шаг 3. Пройдитесь по базам
Проверки авто по информационным базам, требуют некоторых затрат, но в итоге экономят и время, и деньги. Выберите несколько самых интересных объявлений и «пробейте» каждую машину — возможно, какие-то варианты отпадут сами собой.
Самая известная база — «Автотека». Для проверки по ней нужен VIN-номер, а также фамилия, имя и отчество собственника. Иногда VIN указывают прямо в объявлении. Если его там нет, можно попросить владельца прислать VIN-номер авто в личном сообщении, это не секрет и не персональная информация.
По состоянию на осень 2024 года один отчет на «Автотеке» обойдется в 229 рублей, пакет из 10 отчетов стоит 990 рублей, а из 50-ти — 3990 рублей. Стандартный отчет включает сведения из государственных и коммерческих организаций: банков, страховых компаний, автосервисов. Вы узнаете реальный пробег (он может оказаться больше, чем на одометре), сколько раз продавалась машина, в каких ДТП побывала. Также в отчете будет указано, находится ли автомобиль в залоге у банка.
Есть и другие базы, в том числе международные, с помощью которых можно проверить, например, американскую машину.
Юридическую чистоту автомобиля по VIN-номеру можно бесплатно проверить на сайте ГИБДД — в базе ведомства указано, находится ли автомобиль в розыске, был ли на него наложен арест и участвовал ли он в ДТП.
Шаг 4. Изучите документы
Итак, вы прочли объявление и не нашли к чему придраться, продавец в телефонном разговоре был учтив, и вы решили приехать на осмотр. Не забудьте взять фонарик, а в идеале еще и толщиномер для оценки лакокрасочного покрытия. Но сначала попросите продавца показать документы.
Обратите внимание на паспорт транспортного средства (ПТС). Лучше всего, если у машины было не больше двух-трех владельцев. Будьте особенно внимательны, если дубликат ПТС был выдан взамен утраченного или если продавец, будучи частным лицом, не вписан в документ — значит, это не собственник. Возможно, вы имеете дело с близким родственником владельца, о чем он честно предупредит, но если продавец представляется другом владельца, то, вероятно, вы имеете дело с перекупщиком.
Сверьте VIN-номер с документами и убедитесь, что он везде хорошо читается, в противном случае обязательно будут проблемы с постановкой на учет. Убедитесь и в наличии полиса ОСАГО. Если он есть, значит, машиной пользуются, к тому же, видно, кто еще вписан в страховку — иногда это позволяет уличить продавца во лжи.
Шаг 5. Осмотрите автомобиль сами
Если вы не очень опытный автолюбитель, возьмите с собой на осмотр какого-нибудь подкованного друга. Осматривайте машину при хорошем освещении, желательно при дневном свете. Правило хорошего тона — чтобы машина была чистой, потому что грязь, равно как и наледь, могут укрыть от внимательного взгляда нечто важное. Осматриваем все по порядку.
Кузов
О том, что кузовные элементы меняли или снимали для ремонта, не так просто догадаться, если продавец об этом умолчал. Поэтому смотрите внимательно — если болты креплений покрашены, чувствуются задиры, краска внутри отличается по оттенку, а симметрия явно нарушена, и зазоры неодинаковые — машина почти наверняка была в ДТП. Обязательно проверьте неочевидные места вроде дна багажника, места крепления запаски. Нет ли там следов кустарной сварки?
Если авария была сильной, и кузов восстанавливали — это может быть критично, так как при повторном ударе он поведет себя непредсказуемо, и ни о какой пассивной безопасности речи нет. Если же после мелкого ДТП снимали и красили какой-то навесной элемент, то при правильном ремонте в этом нет ничего страшного.
Лакокрасочное покрытие
Лакокрасочное покрытие спустя несколько лет эксплуатации тускнеет. Если авто уже в возрасте, и владелец решил его перекрасить, это не так удивительно. Настораживает, если целиком покрашена сравнительно новая машина. Посмотрите внимательно на цвет соседних кузовных элементов: оттенок должен быть одинаковым. Если поверхность перекрашивали, она будет немного шершавой на ощупь, тогда как заводская — гладкая.
Подкапотное пространство
Мыть двигатель перед продажей не только необязательно, но вредно и подозрительно. Может, пытались что-то скрыть? Посмотрите, нет ли в подкапотном пространстве заломов или следов сварки, а то и оплавленных деталей — бывает и такое! Никаких потеков, пятен и разводов внутри быть не должно.
Салон, приборная панель, электрика
Состояние салона красноречиво свидетельствует и о реальном пробеге, и о том, как владелец относился к машине. Когда на одометре больше 300 тысяч километров, а интерьер новехонький, это тоже может быть неспроста. Работает это и в обратную сторону: при скрученном пробеге потертые ручка переключения передач и руль выдадут неискренность продавца. Обязательно включите зажигание и посмотрите, не горят ли какие-либо лампочки. Может, неисправны подушки безопасности, или вообще загорелся сигнал Check Engine. Проверьте, вся ли электрика работает корректно.
Каждый ремень безопасности вытяните до конца — номер у основания должен совпадать, если нет — ремни меняли. Такое часто бывает после серьезного ДТП. Оцените работу натяжителя — это критически важно.
Рассматривая приборную панель, еще раз обратите внимание на пробег. Вряд ли вы определите на глаз, насколько сильно его скрутили, если действительно скрутили. Но полезно помнить, что среднестатистический автомобиль проезжает в год 20-30 тысяч километров. Если 70-80 — это уже «рабочая лошадка», и «сыпаться» она начнет намного быстрее. Но если машина по полгода стояла без дела, потому что на ней ездили только весной и летом, это тоже чревато проблемами, особенно с патрубками, сальниками и пыльниками.
Стекла
Оцените, одинаковые ли стекла. Маркировка на них бывает разной, но, как правило, установить год выпуска не составляет проблемы. Если стекла значительно младше машины, значит, их явно меняли. Важно понять, почему.
Также важно иметь в виду, что трещина на лобовом стекле — реальное препятствие для постановки автомобиля на учет в ГИБДД при смене владельца.
Мотор
Оценить состояние двигателя самостоятельно сложно, но вы можете попросить продавца завести мотор и послушать его работу — ровную и ритмичную, без стуков и вибраций. Обратите внимание на выхлоп, попросите погазовать. Темный или белый цвет выхлопных газов должен насторожить. Перед запуском двигателя обязательно оцените состояние моторного масла — цвет и уровень — при помощи щупа. Заодно примерно поймете, насколько аккуратно менялись расходники.
Подвеска и коробка
Не все автовладельцы готовы доверить свою машину незнакомцу на тест-драйв даже на парковке гипермаркета, но всегда можно попросить прокатить вас и послушать, есть ли стук, не «пинается» ли коробка, не гремит ли подвеска при проезде через искусственные неровности.
Шаг 6. Отгоните машину на СТО
Если вы не нашли, к чему придраться, и уже готовы купить понравившийся автомобиль, все же предложите владельцу, съездить на СТО. Честный продавец не будет протестовать, если вы сами оплатите диагностику. Проверка на подъемнике поможет увидеть неочевидные проблемы: в порядке ли ходовая часть, грозит ли в ближайшее время какая-то крупная поломка, как обстоят дела с электрикой.
Что в итоге — 7 основных советов
Лучше покупать автомобиль у частных лиц. В салонах и особенно у перекупщиков больше рисков купить проблемную машину, хотя иногда в трейд-ин сдают вполне приличные авто.
Слишком дешевые варианты должны вас насторожить, равно как и немногословные продавцы.
Сегодня есть возможность проверить автомобиль как по общедоступным базам, так и по платным за небольшие деньги. Не пренебрегайте обеими возможностями.
Осматривайте машину чистой, при дневном свете. Важно, чтобы вокруг было достаточно места. Не поленитесь потратить на это время, уделите внимание и кузову, и салону.
Изучите документы и убедитесь, что с ними нет проблем.
Если машина вас предварительно устраивает, не пожалейте денег на диагностику на СТО. Мастер наверняка увидит то, чего не заметили вы.
Если чувствуете обман или подвох — лучше отказаться от покупки.