Вредные привычки водителей формируются не в автошколе. Они складываются из плохой манеры езды и наплевательского отношения к автомобилю. Есть, конечно, премерзкие вещи, неприятные окружающим (плевать из окна, будить микрорайон сабвуфером или дырявым глушителем…), но мы сосредоточимся на общественно безобидных вещах, которые угрожают прежде всего вашему кошельку.
1. Дотягивать до заправки «на парах»
Грязь, механические примеси, осадок (он появляется, если топливо долго стоит в баке) всегда опускается на дно. Оттуда его с аппетитом и затягивает топливный насос, если вы долго игнорируете контрольную лампу уровня топлива. Это, мягко скажем, неполезно и для самого насоса, и для фильтров. В зоне повышенного риска двигатели с непосредственным впрыском топлива, а встать на сухом баке особенно опасно для дизелей. В этом случае машину потом даже не заведешь.
2. Опираться рукой на рычаг коробки передач, а ногой — на педаль сцепления
Эта вот палка, даже если на ней красивый и удобный набалдашник, предназначена для переключения передач. Не надо держаться за нее все время, а тем более класть руку. Не стоит этой небольшой постоянной нагрузкой перемешивать в коробке синхронизаторы с шестеренками и взбивать гоголь-моголь. Этот же совет касается и педали сцепления: не опирайте на нее ногу — для этого в любой машине есть площадка для отдыха левой ноги. Берегите ресурс важных узлов и свои деньги.
3. Раскручивать непрогретый двигатель до высоких оборотов
Современные двигатели не требуют прогрева (так написано в любой инструкции), но это не значит, что вы можете выезжать с парковки с педалью газа в полу. Экологическое лобби (именно благодаря ему производители допускают езду на холодном моторе) не меняет законов физики. Начать хотя бы с элементарного теплового расширения, которое у различных сплавов отнюдь не одинаково. Думаете, блок цилиндров, гильзы и поршни сделаны из одного и того же материала? Конечно, нет.
Ждать, пока охлаждающая жидкость выйдет на рабочую температуру, не надо. Например, дизель зимой не выйдет на нее никогда, во всяком случае на холостых. Так что можете начинать движение, но плавно — гонять во дворе ни к чему. А уж когда стрелка дойдет до рабочей температуры (около 90 градусов), поезжайте так, как нравится.
4. Опаздывать с регулярным ТО
Вам могут не нравиться суммы, которые вы отдаете за периодическое обслуживание, равно как и сам межсервисный интервал («Как, опять?!»), но внезапные поломки из-за забитых старым маслом каналов охлаждения, засорившихся фильтров и прочей, казалось бы, ерунды расстроят вас еще больше. Урок будет преподан в виде счета из автосервиса. Даже если ездите мало, меняйте масло не реже раза в год.
5. Игнорировать контрольные лампы
Нет, само не рассосется. Горящая контрольная лампа — это совсем не то же самое, что предупреждение бортового компьютера о низком уровне стеклоомывающей жидкости. Тут всё может быть серьезно. А может и обойтись, но надеяться на это — как играть в рулетку на равных вероятностях. С той разницей, что в рулетку иногда можно выиграть.
Контрольные лампы сигнализируют о неполадках в главных системах автомобиля, но бояться их не стоит: вспыхнувший значок еще не делает вас банкротом, а, напротив, страхует от серьезных проблем. Если машина просит, например, долить охлаждающую жидкость — долейте. Сомневаетесь — езжайте в сервис. Но не игнорируйте.
6. Не пользоваться стояночным тормозом
Некоторые предыдущие пункты касались только автомобилей с механической коробкой передач. Теперь же рекомендация для владельцев машин с автоматическими и роботизированными трансмиссиями. Когда вы ставите машину с АКП на уклоне, вся нагрузка ложится на замок шестерни выходного вала коробки передач. Нельзя сказать, что это хлипкий или недолговечный узел, но удерживать машину на неровной площадке все же лучше ручником. Периодическое использование полезно и самому стояночному тормозу: механизм не закисает. Впрочем, в сильные морозы (особенно после мойки) им лучше не пользоваться. Верный способ парковаться на машине с АКП на уклоне: удерживая ножной тормоз, переключите автомат в Parking, затяните ручник и только после этого плавно отпустите педаль тормоза.
7. Все время притормаживать
Если вы все время притормаживаете, ваша манера езды, скорее всего, далека от идеальной. Держать дистанцию с попутными автомобилями — это правильно и безопасно. Если вы этого не делаете и регулярно осаживаете машину тормозами, будьте готовы и к более частой замене тормозных механизмов. Сколько это стоит — узнаете раньше, чем рассчитывали.
8. Ездить на слишком высокой передаче
И снова вернемся к «механике». Чем раньше вы переключаетесь вверх, тем ниже обороты двигателя при той же скорости, а значит, ниже расход топлива. Только для мотора это вовсе не полезно. Когда двигатель еле вытягивает на низких оборотах машину (потому что вы не потрудились подкинуть ему передачу пониже), он работает с повышенной нагрузкой при пониженном давлении в системе смазки. Вот это действительно вредно. Даже хуже, чем все время выкручивать мотор «в звон». Впрочем, последнее бессмысленно, неэкономично и уж точно не полезно. В конце концов, двигатель выдает максимальную мощность на оборотах несколько ниже предельных, а максимальный крутящий момент — значительно ниже.
Интересный нюанс. Сегодня многие машины с механическими коробками оснащены индикатором смены передач. Автомобиль подсказывает, когда переключаться. В основном его цель — экономия топлива. Если вы жмете на газ плавно, индикатор, как правило, будет рекомендовать вам слишком высокую передачу. Имейте это в виду.
9. Не давать турбине остыть
Золотое правило владельцев турбированных машин — не глушить двигатель сразу, дать ему поработать на холостых оборотах и охладить турбину. В 1970–1980-х годах этому правилу беспрекословно следовали все, ведь моторы с турбонаддувом представляли собой незначительное меньшинство, что делало покупку машины с таким двигателем делом осмысленным. В нашей стране о турбомоторах не слышали до 1990-х годов, так что культуры езды с турбонаддувом не существовало, вместо нее пришла уверенность в надежности иномарок. Не знаем, сколько турбин погибло в результате небрежного отношения владельцев, но знаем, как это случается: турбокомпрессор приводится в движение раскаленными выхлопными газами, а смазывается (и, соответственно, охлаждается) от двигателя посредством механического привода. Когда вы глушите мотор, раскаленная турбина перестает охлаждаться, масло в ней вскипает и закоксовывается, постепенно (или даже довольно быстро) выводя турбину из строя.
И напротив, когда двигатель работает на холостых, турбина бездействует (давление выхлопных газов слишком мало), зато постоянно смазывается. Постоял минуту с заведенным двигателем — спас турбину. Сегодня, когда турбонаддувом оснащено большинство новых двигателей, производители стараются все предусмотреть. Турботаймеры, электрические масляные насосы — все это продлевает жизнь турбомоторам. Когда вы неспешно едете через двор, потом паркуетесь, вы даете турбине фору — она остывает, да и умная электроника не даст ей повторить судьбу Жанны д’Арк. Но если вы носитесь как ужаленный, а потом резко останавливаетесь и тут же глушите мотор — знайте: это большая ошибка.
Фото: Андрей Моторов
Использованы материалы Maximonline.ru