Не так давно мы рассказывали, какие необычные съедобные или утилитарные сувениры можно привезти из поездки по России в качестве альтернативы привычному магнитику на холодильник. Однако если вы хотите собрать коллекцию необычных сувениров, отражающих культуру и традиции разных регионов, обратите внимание на женские головные платки — Vokrugsveta.ru и эксперты сервиса путешествий
Осетинский платок из шелка
Плетеный осетинский платок из шелка называется «цыллае каелмаерзаен». Искусство создания таких невесомых головных уборов процветало в Северной Осетии в XVIII–XIX вв. Рукоделие в целом было в почете у осетинок: девушка, умеющая шить одежду и создавать красивые узоры, считалась хорошей невестой.
Шелковые платки плели вручную с помощью спицы и специальной палочки — если она была достаточно тонкой, то сетка у мастерицы выходила мелкой и аккуратной. Нитки рукодельницы не покупали, а получали из коконов гусениц шелкопряда. Когда основа платка была готова, его расшивали узорами. Старинные осетинские платки сегодня хранятся в музеях, а созданные современными мастерицами пользуются немалым спросом.
Павлопосадский платок
Платочное производство появилось в ныне подмосковном Павловском Посаде в конце XVIII века: рисунок наносился на ткань с помощью особых деревянных форм. Со временем маленькое крестьянское предприятие выросло в большую платочную мануфактуру.
Традиции создания платков не были утрачены и с приходом советской власти. Шелковые и шерстяные павлопосадские платки, а также местные шали вполне могут стать не просто сувениром, но частью модного образа в традиционном стиле.
Оренбургский пуховый платок
Платки из козьего пуха, прославленные в песне Людмилой Зыкиной, делают в Оренбурге и окрестностях уже более трехсот лет. Пух оренбургских коз считается одним из самых тонких в мире, при этом он очень прочный. В середине XIX века оренбургские пуховые платки получили мировое признание: их привезли на выставку в Европу, где они пользовались популярностью.
Сегодня пуховые платки из Оренбурга — такой же символ России, как, например, гжель и хохлома, а их производством до сих пор занимаются местные фабрики.
Дагестанский платок гюльмендо
Один из популярных видов платков — гюльмендо (гульменди) название которого переводится как «мой цветок». Это большой платок с узором, который пришел из Ирана сперва в Азербайджан, а затем — в Дагестан. Часто красивый гюльмендо был частью приданого невесты.
Традиционно такие платки квадратной формы (обычно 200 x 200 см) делали из самого качественного шелка, нанося желто-золотой узор на черный фон. Качество платка при этом проверяли просто — пропускали через обычное кольцо. Сейчас старинное производство решили восстановить в селе Губден Карабудахкентского района Республики Дагестан.
Вологодский кружевной платок
Вологодское кружево было известно еще в XVI веке, однако промыслом стало считаться несколько позже, уже в XIX столетии. Мастерицы плели на деревянных палочках, которые называли коклюшками, а основным материалом был лен.
До сих пор вологодское кружево считается очень ценным, а кружевные платки и косынки выглядят эффектно, но при этом стоят недешево: цена за такой платок может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.
Татарский платок с орнаментом
В Казани и других городах Республики Татарстан можно приобрести яркие татарские платки с национальными орнаментами. Делают их из натуральных материалов: войлока и шелка. Расцветок множество: есть и пастельные, и яркие оттенки.
Мордовский платок
Платок у мордовских женщин вошел в моду примерно в середине XIX века и оставался популярным аксессуаром до середины XX столетия. Платки были красивыми и очень разными, их украшали крупными цветами и орнаментами.
Различными были и способы повязывания платка. Один из вариантов — сначала надеть тонкий белый платок, концы которого завязывались на затылке, сверху — украшение из бусин и бисера в виде повязки и затем добавить финальный штрих — красочный шерстяной платок, который закручивали на голове наподобие чалмы.