Жителей городов, в которых идет успешная борьба со льдом и снегом, волнует, какой ценой достается победа над зимней стихией. Мы попросили экспертов объяснить, действительно ли реагенты опасны, как борются с гололедом в различных северных странах и стоит ли ждать появления альтернатив сегодняшним противогололедным материалам.
О противогололедных реагентах порталу Vokrugsveta.ru рассказали:
Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта;
Евгений Жаров, адвокат (специализация — экологическое право), кандидат экономических наук;
Юлия Емельянова, ветеринарный диетолог, дерматолог, ветеринарная клиника и банк крови Dr.Pet"s.
Какие противогололедные вещества используются в России
«Галит (техническая соль) и песко-соляная смесь (ПСС) — самые распространенные в России противогололедные материалы (ПГМ)», — рассказывает Юлия Антонова. По словам эксперта, эти вещества считаются довольно устаревшими, так как имеют низкую эффективность в борьбе с зимней скользкостью, не используются превентивно, не «работают» уже при -12 °C, агрессивно воздействуют на металлические и бетонные сооружения, засоляют почву, могут вызывать раздражение на подушечках лап животных.
«Их продолжают применять почти во всех городах России: в некоторых комбинируют с современными реагентами, но полностью от использования галита и ПСС отказалась пока только Москва», — подчеркивает эксперт.
Что в составе
«Соль (хлорид натрия), наиболее распространенный эффективно снижает температуру замерзания воды. В более холодных условиях могут использовать хлорид кальция и хлорид магния, так как они эффективнее, чем обычная соль, при низких температурах», — рассказывает Евгений Жаров.
Песок применяется для улучшения сцепления колес с дорогой, но не имеет антиобледенительных свойств.
Специальные смеси могут содержать добавки (такие, как натриевая соль муравьиной кислоты), которые снижают коррозионные свойства.
Как регулируется применение реагентов
По ГОСТу 58427 «Материалы противогололедные для применения в населенных пунктах. Технические требования» все ПГМ, используемые в населенных пунктах, должны иметь паспорт безопасности, экспертное заключение, пройти контроль в аккредитованной лаборатории, а главное — получить положительное заключение ГЭЭ Росприроднадзора. «На сегодняшний день ни один производитель галита не имеет такого заключения на свою продукцию», — говорит Юлия Антонова.
«Нормам данного ГОСТа соответствуют современные противогололедные реагенты, в состав которых входят биофильные добавки и ингибиторы коррозии — они значительно сокращают негативное воздействие на металлические объекты, обувь, животных, экологию. Кроме того, они эффективны даже при температуре -30 °C, используются превентивно и при любых погодных условиях — это позволяет предупреждать накаты и бороться с наледью для обеспечения безопасности автомобилистов и пешеходов», — объясняет эксперт. Современные ПГР применяют почти во всех городах федерального значения, например, в Москве, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и других.
Насколько вредны дорожные реагенты
«Соли, используемые во всех ПГМ, не относятся к классам агрессивных веществ, то есть не могут разъесть кожу ни человека, ни животного. Современные реагенты вообще относятся к малоопасным веществам (4 класс опасности), тогда как пищевая соль — умеренно опасное вещество (3 класс опасности)», — указывает Юлия Антонова.
Почему страдают животные
«Раздражение на чувствительной коже собак может возникнуть, если на подушечках лап уже есть небольшие трещинки и ранки — попавшие туда соль и песок причиняют животному сильный дискомфорт. Кроме того, песок нередко забивается между пальцами собаки и натирает ей кожу», — считает эксперт.
Однако, по мнению ветеринара, дорожные реагенты более агрессивны. «Попадая на лапы собаки, реагенты вызывают местную реакцию, например дерматит, трещины на подушечках лап и даже язвы. Это приводит к зуду и боли, в итоге животные начинают вылизывать пораженные места. Это усугубляет дерматологические проблемы на лапах, а также приводит к попаданию токсичных веществ в пищеварительный тракт собаки», — указывает Юлия Емельянова.
Почему дорожные смеси портят здоровье
Для человека опасность состоит в другом. «Песок, входящий в состав песко-соляной смеси, за зиму стирается шинами автомобилей в порошок, смешивается с частицами асфальта, резиной от покрышек, бензином и маслами, впитывает тяжелые металлы и канцерогены, выделяемые транспортными средствами, а в сухую погоду поднимается в воздух. Песок весной вызывает пыльные бури, что может спровоцировать возникновение легочных заболеваний, конъюнктивита, повышает риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний», — объясняет Юлия Антонова.
Что поражает окружающую среду
«Что касается зеленых насаждений, то хлорид натрия (техническая соль) действительно наносит вред природе и приводит к засолению почвы. Это связано с количеством используемой песко-соляной смеси в городах — на 1 кв. м дороги попадает в среднем в 3 раза больше хлорида натрия, чем при использовании современных реагентов. Ведь расход ПСС в 5-8 раз больше расхода современного ПГР», — указывает исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания ОИиТ.
По словам эксперта, абсолютно все противогололедные материалы предназначены для работы на дорогах и не должны попадать в почву. Если же современный реагент все же оказался на газоне с брызгами снега, то он воздействует на него значительно мягче, чем та же песко-соляная смесь за счет биофильных добавок в своем составе, которые не накапливаются в почвах и ускоряет выведение хлоридов натрия и кальция.
«Стоит отметить, что более заметный вред почве и растениям наносят тяжелые металлы и канцерогены, выделяемые транспортом. А в большинстве случаев вероятной причиной гибели растений является их поражение насекомыми или микроорганизмами», — замечает Юлия Антонова.
Комитеты по благоустройству городов обеспокоены судьбой зеленых насаждений и газонов, так как их ежегодное восстановление очень затратно, указывает эксперт. Поэтому в настоящее время пересматривается сама технология уборки снега, строже отслеживаются случаи отвалов снега на газонах. Также в долгосрочных планах по благоустройству городов предусматривается само переустройство газонов, повышение уровня бордюрного камня, чтобы грунт не сползал на дорогу, а с дороги попадало меньше вредных веществ.
Как справляются со снегом и льдом на дорогах в других странах?
Как рассказывает Юлия Антонова, во всем мире для дорог с интенсивностью движения более 3 тысяч автомобилей в сутки действует единое правило — чистый асфальт в любое время. Добиться этого можно только с помощью реагентов.
Многокомпонентные реагенты широко применяются во всех странах мира с климатическими условиями, схожими с российскими. США, Канада, Франция, Австрия, Англия, Скандинавские страны используют для очистки дорог различные комбинации солей и других веществ. Так, по словам эксперта, реагенты с формиатами (солями муравьиной кислоты, играющими роль противоморозной добавки) используют во Франции, США, Норвегии. В Германии и Австрии применяют комбинацию хлорида натрия и кальция с ингибиторами коррозии. В крупных городах Канады и США вообще снег полностью растапливается реагентами, чтобы не вывозить его на снегосвалки.
В Норвегии существует практика найма волонтёров для уборки снега с поощрением на усмотрение властей. Вообще в северных странах довольно распространена помощь горожан дорожным и коммунальным службам в борьбе с последствиями сильных снегопадов. Для некоторых, особенно вовлеченных в работу, даже предусмотрено вознаграждение.
«В нашей стране подобную практику применять довольно сложно на законодательном уровне. Жители многоквартирных домов оплачивают не только коммунальные платежи, но и содержание мест общего пользования, к коим относится и придомовая территория. Поэтому неясно, как мотивировать людей, которые платят за услуги зимнего содержания, еще и самостоятельно выходить на уборку снега», — размышляет исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания ОИиТ.
Также, по словам эксперта, в европейских странах хорошо развита система мониторинга и контроля зимней скользкости. С заданной периодичностью по дорогам проезжает автомобиль со специальным оборудованием и в реальном времени создает отчет по состоянию дорожного полотна с привязкой к GPS-навигации. Данные передаются в диспетчерскую, где уже принимается решение по обработке определенных участков дороги, то есть только тех, где это необходимо. Это экономит реагенты и снижает нагрузку на экологию.
Есть ли альтернативы?
Как рассказывает Евгений Жаров, в настоящее время существует несколько перспективных направлений для борьбы со снегом и льдом — такие, как разработка биоразлагаемых реагентов, подогрев дорожного покрытия (системы обогрева пешеходных улиц и отдельных участков дорог, в основном частных, уже давно применяются в скандинавских странах, Нидерландах, Германии, Канаде — правда, из-за дороговизны широкого распространения эта технология не получила), а также применение умных технологий, с помощью которых можно будет мониторить состояние дорожного покрытия и автоматически применять реагенты только в необходимых местах. Однако это — дело не столь близкого будущего.
«Эффективно бороться со льдом и снегом на дорогах с высокой интенсивностью движения могут только реагенты», — считает Юлия Антонова. Для минимизации влияния реагентов на окружающую среду, животных, транспортные средства, а также обувь и одежду пешеходов, важно:
четко следовать инструкциям производителя (распределять реагенты согласно нормам расхода с учетом осадков, температуры воздуха и т. п.);
не допускать попадания снега с реагентами на газоны;
своевременно убирать его с дорог с помощью спецтехники (во время снегопада на проезжей части может быть не более 5 см талого снега, по завершении осадков он должен быть убран с автомобильной дороги в течение 3-6 часов, с тротуаров — через 1-3 часа) и вывозить на снегоплавильные пункты.
«Важными мерами также являются метеопрогнозирование, переход на превентивные методы борьбы с зимней скользкостью и использование современной техники с точным дозированием противогололедных материалов», — добавляет эксперт.