Мамонты и бизоны
Североамериканские индейцы и коренные жители Сибири приходятся друг другу родственниками. Сейчас Евразию и Северную Америку разделяет Берингов пролив, но ученые полагают, что на протяжении последних 3 млн лет между континентами периодически возникал сухопутный «мост». Этот перешеек назвали Берингией.
В последний раз Чукотка и Аляска имели сухопутное сообщение около 10 тыс. лет назад. Через Берингию проходили миграционные пути бизонов, мамонтов и других животных, а вслед за ними шли люди, которые нуждались в пропитании.
Козы
Козы стали, по всей видимости, одними из первых спутников человека в хозяйстве — известная ДНК домашнего скота, найденная в Иране, принадлежит именно козе и датируется примерно 8200 годом до нашей эры.
Дикие козы неприхотливы, морозоустойчивы и хорошо чувствуют себя в любой местности, в том числе горной. И они сразу обеспечили человека не только мясом и молоком, но и шерстью, шкурами, а также костями и сухожилиями, из которых изготавливались одежда и различные инструменты. Козий помет же использовался в качестве топлива.
Лошади
Диких лошадей люди сначала ели, а вот объездить смогли лишь 5,5 тыс. лет назад — по крайней мере, в это время, согласно
Великое переселение народов, которое началось задолго до эпохи великих географических открытий, было бы невозможно без коней. В итоге лошадки невольно способствовали многим фундаментальным событиям человеческой истории: завоеваниям новых земель, появлению и разрушению государств, экспансии религий.
Крысы
Крысы, а точнее, их спутники — блохи — стали виновниками чудовищной эпидемии чумы, которая в середине XIV века выкосила, по разным данным, от трети до половины населения Европы.
Многие исследователи сходятся во мнении, что эпидемия началась в сицилийской Мессине, куда прибыли со специями генуэзские купцы. Вскоре болезнь охватила другие города. Распространению заразы способствовали и привычки, и уклад жизни, и антисанитария. Отдаленными же последствиями стали не только нехватка рабочих рук и попытки механизации труда, но и, в конечном счете, закат эпохи Средневековья.
Пиявки
Люди начали использовать пиявок в медицинских целях несколько тысяч лет назад. О них писали Гиппократ и Авиценна. В средневековой Европе была популярна концепция «дурной крови», которую и высасывали пиявки — иногда одному пациенту ставили до 40 пиявок.
Лечение пиявками активно применялось вплоть до XIX века, а основным поставщиком пиявок в Европу была Россия. Позднее открытие особого фермента в слюне пиявки — гирудина — положило начало научному применению антикоагулянтов в медицине. Гирудотерапия пользуется определенной популярностью и по сей день.
Овцы
До начала космической эпохи не было ясно, может ли живой организм хоть какое-то время существовать в невесомости. Но было время, когда сомнения вызывала даже относительно небольшая высота — скажем, птичьего полета. Что будет, если подняться в воздух? Этот вопрос занимал ученых с момента появления аэростатов.
В 1783 году на воздушном шаре впервые совершили полет утка, петух и овечка по имени Монтосьель. Это произошло в Версале на глазах у короля Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты.
Именно к овце было приковано основное внимание. Испытатели рассудили: если Монтосьель окажется целой и невредимой, значит, и человек на ее месте тоже. Шар с животными был украшен очень богато, а вот летал он так себе. Преодолев менее двух километров на высоте примерно 450 метров, он совершил посадку. Эксперимент увенчался успехом: после приземления овца безмятежно щипала травку. Первые люди полетели на аэростате двумя месяцами позже, это были Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд.
Говоря об овечках, вошедших в историю, нельзя не упомянуть и знаменитую Долли — первое клонированное млекопитающее. Долли появилась на свет в 1996 году и была генетической копией овцы-донора.
Жила она как обычная овца и за свою жизнь родила шестерых ягнят. В 2003 году Долли усыпили из-за болезни. Этическая сторона клонирования по-прежнему вызывает жаркие споры, но не исключено, что в будущем клонирование среди прочего позволит возродить некоторые вымершие виды животных.
Коровы
Коровы живут с человеком с незапамятных времен. Они не только обеспечили наших предков молоком и мясом, но и сыграли важную роль в истории медицины.
Слово «вакцина» происходит от латинского vaccinus — «коровий». В XVIII веке английский доктор Эдвард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, нередко заражаются коровьей оспой, но болеют легко, а потом не заражаются натуральной оспой.
Врач начал ставить довольно рискованные опыты, начав с собственного сына: он заразил его сначала коровьей оспой, потом натуральной. После «прививки» мальчик стал невосприимчив к опасной болезни. В обществе глумились над Дженнером, а некоторые художники рисовали злые карикатуры. Лишь в XIX столетии Луи Пастер предложил по-настоящему научный подход к вакцинации. С тех пор вакцинация помогла победить многие смертельно опасные болезни.
Собаки
Собаки множество раз спасали людей в разных обстоятельствах, а в начале XX века спасли целый город.
В 1925 году в поселении Ном, что на Аляске, свирепствовала дифтерия. Погодные условия не позволяли доставить сыворотку по воздуху, поэтому преодолевать свыше тысячи километров снежной пустыни пришлось на ездовых собаках. Собачьи упряжки добрались из города Ненана до Нома за пять дней, едва не погибнув по пути. Город был спасен.
Слава в основном досталась черному сибирскому хаски Балто, который возглавлял упряжку с драгоценным грузом на последнем отрезке пути. Он стал персонажем серии полнометражных мультфильмов, но другие собаки, участвовавшие в спасательной операции (например, пес по имени Того), рисковали и отличились не меньше.
Воробьи
Маленький и, казалось бы, бесполезный воробей в середине прошлого века привел Китай к настоящей катастрофе. А все из-за «Большого скачка», провозглашенного властями КНР в 1958 году.
В сельском хозяйстве была объявлена война мухам, комарам, крысам и… воробьям. Последние провинились тем, что клевали посевы. Птичек истребляли массово, на борьбу с ними отправляли даже школьников. В газетах демонстрировались горы воробьиных трупиков.
Очень скоро это аукнулось, потому что воробьи ели не только посевы, но и вредителей, которые моментально размножились. Поля заполнили гусеницы и саранча, в стране наступил голод. Так люди узнали, что из экосистемы просто так звена не выкинешь. Новых воробьев закупали в СССР и Канаде. В итоге «Большой скачок» обернулся гибелью примерно 20 млн человек.