Нам кажется, что мы отлично себя чувствуем в дальней дороге, но на самом деле через четыре часа непрерывного вождения наша реакция хуже примерно в два раза. А через десять часов — уже чуть ли не в шесть раз! Уставший водитель ненамного лучше нетрезвого.
Как понять, что явно пора сделать перерыв? Если вы часто меняете позу, вам то жарко, то холодно, вы зеваете, часто пропускаете ямы, не смотрите на машины, выезжающие с второстепенных дорог и не можете с уверенностью сказать, какой именно дорожный знак вы только что проехали, — пора остановиться.
Еще один очень тревожный признак — когда вы видите на дороге то, чего в реальности там быть не может. Например, силуэты каких-нибудь тропических животных, которые при приближении оказываются кустом причудливой формы.
У утомленных водителей может возникать такое опасное явление, как микросон. Их «выключает» ненадолго — всего на несколько секунд, но за это время никем не управляемый автомобиль проходит несколько сот метров. Самое жуткое, что человек далеко не всегда отдает себе отчет в том, что он только что спал, а значит, подвергал смертельной опасности себя и пассажиров! Эпизоды микросна учащаются, если вы хронически не высыпаетесь.
Методы борьбы с усталостью и сном в дороге известны давным-давно:
небольшая разминка на свежем воздухе,
приоткрытое окно, чтобы свежий воздух циркулировал в салоне,
жевательная резинка,
массаж ушей и пальцев рук,
кофе,
громкая музыка.
Хорошо, если есть пассажиры, с которыми можно поговорить. Среди других народных средств — долька лимона или апельсина во рту, «мусорная», но занимательная еда вроде острых сухариков или чипсов. Можно побольше пить, чтобы вам то и дело хотелось в туалет: переполненный мочевой пузырь как-то не способствует дремоте. Но лучшее средство — это 15–30-минутный сон в безопасном месте, после которого вы гарантированно воспрянете духом.
Что касается кофе, то тонизирует он только в том случае, если вы накануне ночью сносно отдохнули. Бодрящий черный напиток повышает давление и частоту сердечных сокращений, но минут через 40 вас ждет обратная реакция: сосуды снова расширяются, давление падает — и опять хочется спать.
Типичные «заправочные» угощения вроде гамбургеров, сосисок в тесте и прочего фастфуда, конечно, выглядят весьма соблазнительно, но чрезмерное количество жира, соли, специй, сахара перегружает организм и тоже в итоге приводит к сонливости. А вот злаки, орехи, овощи и нежирное мясо, напротив, способны продлить бодрое самочувствие даже глубокой ночью.
Почему так сильно клонит в сон в машине именно во время монотонной езды по загородной трассе?
Оказывается, если деятельность тяжелая, но интересная, то от нее устаешь намного меньше, чем от несложной и не слишком обременительной работы. Если вождение для вас уже не является стрессом, то такое состояние, как «залипание» за рулем, вам наверняка знакомо. Шумоизоляция в салоне и мягко пружинящая подвеска только усугубляют этот эффект. В городе вы бы постоянно отвлекались на светофоры, пешеходов, маневрирование. А здесь, на прямой, невольно начинаете скучать.
Шумовая разметка, которая, по замыслу, способна разбудить задремавшего водителя, используется на дорогах мира уже полвека. Это довольно дешевый способ и притом весьма действенный. Особенно если сделаны неровности с душой, и эффект от их пересечения колесами зубодробительный. Иная разметка дает не только сильную вибрацию, но и противный шум, похожий на дрель. Если, конечно, на дворе не снежная зима и обочины не занесены.
В США продольная шумовая разметка состоит из металлических полосок, которые встраиваются прямо в бетонное основание дороги и не стираются практически никогда. В Европе такие полосы наносят путем фрезерования в асфальте канавок, расположенных особым образом — при наезде колес на получившуюся поверхность получается отвратительный и очень бодрящий звук.
Существует и огромное количество гаджетов против сна и усталости водителей. И если установка тахографов на частные легковые автомобили кажется чем-то нереальным, то есть, например, специальные кольца или браслеты, которые информируют о том, что человеку за рулем пора отдохнуть. Или наушники, издающие резкий сигнал при наклоне головы вбок, правда, это означает, что водитель уже уснул, то есть уже создал аварийную ситуацию. Разработок, которые совсем скоро могут стать серийными, создано и продолжает создаваться очень много.
Одна камера отслеживает частоту морганий и зеваний. Другая фиксирует не самого водителя, а автомобиль и маневры, им совершаемые: не смещается ли он к разделительной полосе или, наоборот, обочине? У нас, в России, придумали специальные нейрокепки для контроля за бодростью. Головной убор оснащен козырьком и ушной клипсой. Как только человек уже готов задремать, прямо в ухе раздается неприятный сигнал.
Бывают даже интерактивные варианты — вроде маяка на панели, который время от времени требует от водителя нажать на определенную кнопку, чтобы проверить его бдительность и заставить сконцентрироваться. Правда, такой интерактивный гаджет-сигнализатор сам по себе способен создать аварийную ситуацию в самый неподходящий момент. Уж если значок с дымящейся чашкой кофе на приборной панели некоторых автомобилей раздражает их владельцев, то что говорить о подобных «заданиях».
Бороться со сном водители пытались во все времена. Еще в годы Великой Отечественной войны шоферы Дороги жизни, совершая изнурительные рейсы по льду замерзшей Ладоги, крепили на потолке в кабине котелок с гайками и болтами. Тот гремел всю дорогу, а уж если голова все же падала от утомления, то за этим следовал удар котелком прямо по лбу — и, как следствие, пробуждение.
Но война есть война, в мирной же жизни победитель в борьбе со сном, как ни крути, предопределен заранее.
Фото: Getty Images