Неврологи из Университета Тохоку (Япония) показали в 7-летнем исследовании почти трехсот тысяч человек, что полноценное обучение (например, посещение регулярных образовательных курсов) в среднем и пожилом возрасте защищает от снижения когнитивных функций и риска развития деменции в будущем. Результаты
Давно известно, что когнитивная активность необходима для поддержания здоровья мозга в старости. Многие люди по всему миру знают и используют такие методы, как заставлять себя ежедневно разгадывать кроссворды, сканворды, судоку и прочие головоломки, учить стихи, некоторые исследования рекомендуют даже играть в определенные видеоигры.
В новой работе японские специалисты решили впервые рассмотреть в этом контексте популярную сегодня область — образовательные курсы. В наше время эта сфера хорошо развивается, обучение доступно даже онлайн, то есть и для маломобильных категорий людей. Авторы использовали информацию о пациентах из Британского биобанка, чтобы выяснить, есть ли аналогичная польза от образования взрослых в борьбе с когнитивными и нейродегенеративными расстройствами.
В исследовании анализируются генетические, медицинские и социальные данные 282 421 человек. Когда участники присоединились к биобанку, им было от 40 до 69 лет.
Ученые по генотипу сделали для каждого добровольца индивидуальный прогноз — «оценку полигенного риска развития деменции». Участники рассказывали, посещали они или нет образовательные курсы для взрослых, без указания количества занятий, предмета и академического уровня. В это же время и в конце наблюдения они сдавали для ученых серии психологических и когнитивных тестов на подвижность интеллекта, зрительную, пространственную память, время реакции и другие показатели.
Диагноз деменция был поставлен 1,1% участников по окончании исследования. Однако у тех, кто получал образование в этот период, риск развития старческого слабоумия оказался ниже на 19%, чем у тех, кто нигде не учился. Также образование было связано с лучшим сохранением невербального мышления и подвижности интеллекта.
«Но наше исследование обсервационное, поэтому, если существует прямая причинно-следственная связь между образованием взрослых и более низким риском развития деменции, она может быть любой, и это предстоит установить», — сказал Рюта Кавасима.
Авторы отмечают, что на зрительно-пространственную память и реакцию образование никак не повлияло. И результаты были справедливы для всех этнических групп.
Ученые планируют провести контролируемое испытания, где можно будет сравнить группы людей, получающих образование, и просто социально активных, чтобы исключить другие факторы.
Ранее ученые выяснили, правда ли полезны многочисленные приложения для тренировки памяти.