Не только по запаху: как комары находят людей, которых можно укусить

Оказывается, скрыться от насекомых сложнее, чем кажется

8 сентября 2024Обсудить
Не только по запаху: как комары находят людей, которых можно укусить

Freepik

Комаров привлекает запах и дыхание человека, но есть еще один фактор, который помогает им обнаружить будущую жертву.

Укусы комаров скрывают больше опасностей, чем простой зуд. Эти насекомые могут распространять патогенные микроорганизмы — лихорадку денге, желтую лихорадку и вирус Зика. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, малярия, которая распространяется комарами Anopheles gambiae, стала причиной более 600 000 смертей в 2022 году.

Чтобы избежать серьезных заболеваний, которые переносят комары, люди, конечно, хотят понимать, что делать, чтобы предотвратить укусы надоедливых насекомых. Исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UCSB), показало, что комары используют инфракрасное обнаружение. Делают они это наряду с другими методами обнаружения человека — фокусировании на дыхании и определенных запахах тела.

Зрение комаров не слишком хорошее, и запахи тоже могут подвести, если человек находится в движении или на улице ветрено. Именно поэтому команда ученых подозревала, что насекомые используют инфракрасное обнаружение, которое значительно надежнее.

Только самки комаров пьют кровь, поэтому исследователи поместили в несколько клеток по 80 представителей насекомых женского пола. К ним они добавили различные маркеры людей, представленные комбинациями термоэлектрических пластин, углерода, который выделяется при дыхании, и запаха.

В клетки к некоторым комарам поместили термоэлектрическую пластину, установленную на среднюю температуру кожи человека, она также служила источником инфракрасного излучения. Другие пластины были установлены на температуру окружающей среды.

Маркеры человека по отдельности — углерод, запах или инфракрасное излучение — не вызвали интерес у комаров. Но жажда крови у насекомых увеличилась в два раза, когда к запахам и углероду был добавлен инфракрасный фактор.

Команда ученых отметила, что инфракрасные датчики комаров находятся в их усиках, где содержится чувствительный к температуре белок TRPA1. Результаты исследования помогают объяснить, почему комаров особенно тянет к открытой коже и почему свободная одежда, через которую рассеивается инфракрасное излучение, служит своеобразным плащом-невидимкой.