Исследователи из Чикагского университета
Десять клейм были найдены вместе с несколькими древними текстами и иллюстрациями, эти изделия созданы между 1292-м и 656 годом до нашей эры, считают археологи.
Ранее инструменты относили к ряду других подобных печатей для клеймения крупного рогатого скота и лошадей.
Эта практика известна специалистам в том числе из рисунков древних египтян. Однако исследуемые метки привлекли ученых своим размером. Они настолько малы, что их нельзя использовать для крупного рогатого скота или лошадей.
Метки из британских музеев примерно в три раза меньше, чем клейма для скота. В исследовании авторы опирались на арамейские и египетские тексты и изображения, где упоминалась практика использования чего-то подобного. Ученые не нашли доказательств того, что клеймили таких мелких животных, как козы. Однако обнаружили многочисленные свидетельства клеймения людей.
Писания в Древнем Египте содержат информацию о «маркировке» рабов и военнопленных. Прежде ученые предполагали, что речь шла о татуировках. Но, например, на резьбе Мединет-Абу (1185 г. до н. э.), найденной в окрестностях Луксора, отметины не похожи на татуировки. Исследователи рассмотрели там раскаленные небольшие печати в переносном обогревателе.
По выводам ученых, такие клейма использовались в Древнем Египте только для иностранцев. Чаще всего это были рабы и солдаты. Причем рабов не только покупали и продавали вместе с землей, как крепостных. Владельцы могли давать им приданое для брака, выкупать их и освобождать.
Тогда подневольный человек мог стать обычным членом общества и египтянином, взять новое имя, жениться или выйти замуж за свободного, продвигаться по службе. Однако клейма навсегда оставались с ними, говоря о том, что они чужеземцы.