Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Не только «Времена года»: какое наследие оставил Антонио Вивальди

Знаменитый венецианец вошел в историю как один из главных композиторов эпохи барокко

29 июня 2023Обсудить

Итальянский скрипач-виртуоз и композитор Антонио Вивальди сегодня больше всего известен как автор цикл концертов для скрипки с оркестром «Времена года». Но он внес большой вклад в развитие классической музыки, оказав заметное влияние на многих композиторов эпохи барокко.

Не только «Времена года»: какое наследие оставил Антонио Вивальди
Источник:
Digital Image Library / Alamy via Legion Media

Рыжий священник из Венеции

Антонио Лючио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 года. Он был старшим из шести детей в семье скрипача Джованни Баттисты Вивальди, который, впрочем, был пекарем до того, как освоил инструмент. Отец, игравший в оркестре святого Марка, стал первым учителем музыки для Антонио.

В 15 лет будущий виртуоз пошел учиться на священника и был рукоположен спустя 10 лет. За рыжий цвет волос его прозвали «Красным пастором» (прозвище il prete rosso также можно перевести как «Рыжий священник»). Служение Господу не помешало музыкальной карьере Антонио Вивальди: с 1709 года он преподавал игру на скрипке в музыкальной школе-приюте для осиротевших девочек.

Заведение под названием Ospedale della Pietà имело собственные оркестр и хор, для которых Вивальди сочинял музыку (в обязанности Антонио также входила настройка инструментов). Его произведения исполнялись во время праздничных служб. По состоянию здоровья Вивальди, жаловавшийся на тяжесть в груди (этот недуг преследовал его всю жизнь), вскоре был освобожден от участия в мессах, что дало ему больше времени на творчество. Его отношения с попечительским советом Ospedale della Pietà складывались по-разному, но в 1735 году стал концертным директором приюта.

Не только «Времена года»: какое наследие оставил Антонио Вивальди
Арканджело Корелли (1653-1713)
Источник:
Hugh Howard (1675-1737), Public domain, via Wikimedia Commons

Впрочем, до этого было еще далеко. За первые шесть лет работы в приюте Антонио Вивальди сочинил несколько сонат для скрипки и 12 камерных трио-сонат. Постепенно композитора все больше увлекал жанр концерта, в котором Вивальди поначалу ориентировался на творчество известного в то время композитора и скрипача Арканджело Корелли.

Первым крупным собранием произведений Антонио Вивальди стал опубликованный в 1711 году в Амстердаме сборник из 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение» («L’estro armonico»). Он принес большой успех композитору, который дальновидно посвятил работу ценителю музыки великому герцогу Тосканскому Фердинандо Медичи. Спустя пять лет были опубликованы еще 12 концертов Вивальди — этот сборник был назван «Экстравагантность» (La stravaganza), что соответствует разнообразному и новаторскому характеру этих произведений.

Второй сборник концертов Антонио Вивальди

К этому времени Вивальди стал композитором европейского масштаба. В 1718–1720 гг. он служил концертмейстером при дворе герцога Мантуи, а в 1729 году увидел свет новый сборник концертов — на сей раз все 12 были написаны для флейты. Параллельно Вивальди продолжал писать духовную музыку для Ospedale della Pietà.

Всего Антонио Вивальди сочинил около 60 «больших концертов» для разных инструментов. Впоследствии из этой формы родился жанр классического концерта в его современном понимании.

Искушение пастора

Не только «Времена года»: какое наследие оставил Антонио Вивальди
Портрет кисти неизвестного художника, на котором, предположительно, запечатлен Антонио Вивальди
Источник:
Science History Images / Alamy via Legion Media

В 1725 году у Вивальди начался роман с одной из его учениц по вокалу Анной Жиро. В обществе связь широко обсуждали, ведь Антонио все еще был священником. Композитор часто писал партии в своих операх специально для возлюбленной. Через 12 лет Антонио Вивальди был официально осужден церковью за неподобающее сану поведение.

По воспоминаниям современников, композитор обладал крутым нравом, был высокомерен и эгоистичен. В своих способностях он не сомневался — как-то раз Вивальди заявил, что на сочинение целого концерта ему потребуется меньше времени, чем переписчику, который будет переносить ноты на бумагу. Возможно, он не так уж преувеличивал — судя по сделанной от руки пометке на полях одной из оперных партитур, Вивальди закончил ее за пять дней.

«Времена года» и много опер

«Времена года» или, если переводить дословно, «Четыре сезона» («Le quattro stagione») — самое знаменитое произведение Антонио Вивальди, опубликованное около 1725 года в Амстердаме. Это первые четыре концерта из 12, вошедших в сборник «Спор гармонии с изобретением» («Il cemento dell'armonia e dell'inventione»), который композитор посвятил своему покровителю графу Венцелю фон Морцину. 

Вивальди давал многим своим работам описательные названия, чтобы слушатель мог ощутить заложенное в музыку настроение. Так, концерт «Весна» напоминает о птичьем пении, «Лето» — о нежном теплом ветерке, «Осень» — об охоте, а «Зима» — о ходьбе по снегу и льду. Каждая из трех частей этих концертов также имеет свое название: «Пришла весна», «Летняя гроза», «У камина» и т. д. При этом основная тема, звучащая в начале концертов, повторяется в разных вариациях до самого конца.

Концерт «Лето» из цикла «Времена года»

Вивальди внес значительный вклад и в развитие жанра оперы. Сам он утверждал, что написал 94 оперы, хотя сегодня историкам музыки известно о примерно 45 операх Вивальди, а сохранились лишь 16 из них. Первую оперу под названием «Оттон на Вилле» («Ottone in Villa») композитор написал еще в 1713 году. С тех пор его оперы ставились при дворах по всей современной Италии, но чаще всего — в Венеции, где Вивальди был музыкальным директором Театра Сан-Анджело. Оперы знаменитого композитора звучали и в Праге, но в наши дни, несмотря на отмечаемые музыковедами достоинства, их исполняют редко — уж очень они отличаются от опер в традиционном немецком или итальянском стиле.

Читайте другие материалы «Вокруг света» об известных композиторах

Не только «Времена года»: какое наследие оставил Антонио Вивальди
Источник:
MARKA / Alamy via Legion Media

Потомственный музыкант со сложным характером: 5 фактов о Людвиге ван Бетховене, которые полезно знать

Бетховен прожил яркую и наполненную творческими достижениями жизнь. «Вокруг света» собрал факты, которые помогут лучше узнать Бетховена как человека своего времени

Не только «Времена года»: какое наследие оставил Антонио Вивальди
Источник:
Artepics / Alamy via Legion Media

«Гениальный неудачник»: как Франц Шуберт, сам того не ведая, стал первым романтиком и ориентиром для Чайковского

Положивший начало романтизму в музыке австрийский композитор Франц Шуберт при жизни был малоизвестен, но впоследствии вошел в пантеон великих классиков

Не только «Времена года»: какое наследие оставил Антонио Вивальди
Источник:
PRISMA ARCHIVO / Alamy via Legion Media

Секрет хита на все века: как наследие композиторов эпохи барокко по сей день влияет на мировую музыкальную индустрию

Наступление эпохи Возрождения отразилось на всех сферах европейской жизни и культуры, не исключая музыку. На смену господствовавшим в Средневековье церковным песнопениям начали приходить инструментальные произведения

Таинственная кончина и большое наследие

В 1739 году 61-летний Антонио Вивальди получил предложение написать музыку для крупного фестиваля в родной Венеции. Несмотря на почтенный возраст, композитор пользовался большой популярностью, но его дни уже были сочтены — 28 июля 1741 года Вивальди скончался в Вене, куда приехал за месяц до смерти. Предположительно, композитор сопровождал свою возлюбленную Анну Жиро, которую пригласили выступать в Венской опере.

Причина смерти Антонио Вивальди остается предметом споров — в медицинском заключении говорится о «внутреннем воспалении». Тело композитора, оставшегося к тому времени без гроша, предали земле в тот же день на кладбище для бедняков, его могила не сохранилась.

Не только «Времена года»: какое наследие оставил Антонио Вивальди
Памятник Антонио Вивальди в Вене. За свою жизнь композитор сочинил 3 концерта для флейты-пикколо, 12 концертов для флейты, 20 концертов для гобоя, 27 концертов для виолончели, 29 концертов для фагота и более 250 концертов для скрипки
Источник:
Andreas Faessler, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Зато сохранилось большое творческое наследие композитора, влияние которого на классическую музыку сложно переоценить. Он создал формат трехчастного классического концерта, в котором две быстрые по темпу части разделяет одна медленная, и дал солирующим инструментам больше «свободы» в произведениях с оркестровым сопровождением. Кроме того, Вивальди активно прибегал к повторяющимся в рамках концерта музыкальным темам — ритурнелям.

В число почитателей таланта Антонио Вивальди входил Иоганн Себастьян Бах. Он переложил 10 скрипичных концертов Вивальди для клавишных инструментов, а в знаменитых Бранденбургских концертах Баха слышны мотивы итальянского коллеги. И это неудивительно — по мнению британского музыковеда Дэниса Арнольда, лишь немногим композиторам начала XVIII века удалось избежать влияния Антонио Вивальди.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения